Православная Церковь в годы революции и гражданской войны
Страница 2


История » Православная церковь во времена становления Советской власти » Православная Церковь в годы революции и гражданской войны

С резким обличением тех, кто осуществляет нападки на Церковь, выступил в январе 1918г. патриарх Тихон. Он призвал всех верующих встать на защиту «оскорбляемой и угнетаемой ныне святой матери нашей», противопоставить врагам Церкви «силу властного всенародного вопля». В послании патриарха не содержалось суждений политического характера и не было оценок нового государственного строя с точки зрения политической целесообразности. Однако слова Тихона «анафемствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и, хотя по рождению своему принадлежите Церкви Православной» многими современниками были поняты как анафема советскому строю. Резкий тон заявления патриарха был обусловлен ошибочным убеждением, что новая власть падет в самом скором времени.

Государственный нажим на РПЦ продолжал усиливаться. 20 января 1918г. Совнарком утвердил декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Проект декрета, который официально назывался «О свободе совести, церковных и религиозных обществах», готовился специальной комиссией, в составе которой были А.В.Луначарский, П.И.Стучка, П.А.Красиков, М.А.Рейснер и М.В.Галкин. Подписанный В.И.Лениным и рядом наркомов, декрет объявлял народным достоянием все имущество церковных и религиозных обществ и лишал их права на преимущества и субсидии от государства. Церковь теряла право юридического лица. Все здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдавалось по особым постановлениям местной или центральной власти в бесплатное пользование соответствующих религиозных обществ. Декрет устранял любое вмешательство духовенства в школьную жизнь. Преподавание религиозных вероучений в учебных заведениях запрещалось. Одновременно декрет, развивая положение Декларации прав народов России, провозгласивших свободу вероисповеданий, объявлял о свободе совести: граждане могли исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Запрещалось издавать какие-либо местные законы, которые устанавливали бы преимущества и привилегии одного вероисповедания перед другим. В декрете, однако, содержалось указание на то, что свободное исполнение религиозных обрядов обеспечивается постольку, «поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательствам на права граждан и Советской Республики». Местным властям давалось право «принимать все необходимые меры для обеспечения в этих случаях общественного порядка и безопасности». Таким образом, декрет завершал серию государственных мероприятий по вопросу отделения церкви от государства. Не удивительно, что в среде священнослужителей он был встречен резко отрицательно.

На местах реализация декрета также встретила существенные трудности. Крестьянство выступило против насильственного «обмирщения» своего традиционного уклада жизни, против ломки незыблемых, как ему казалось, священных православными канонами устоев.

Во исполнении декрета от 20 января 1918г. у церкви начинают отбирать храмы и монастыри. Эксперт Наркомюста М.В.Галкин, бывший священник и один из авторов проекта декрета, побывав в конце 1918г. в Новоладожском уезде Петроградской губернии, сделал заключение, что «монастыри благоденствуют по-прежнему. Так, например, в Зеленецком монастыре 28 монахов владеют 42 коровами». Вывод Галкина был категоричным: «Необходимо, не разрушая прекрасно поставленной молочной монастырской фермы, выселить из Зеленецкого монастыря монахов и устороить здесь санаторию или для детей петроградского пролетариата, или же для туберкулезно больных».

Страницы: 1 2 3

Вступление союзников
По получении известия о Синопском сражении, английская и французская эскадры вместе с дивизией оттоманского флота 23 декабря 1853 (4 января 1854) вошли в Чёрное море. Адмиралы, начальствующие над флотом, известили русские власти, что имеют задание ограждать турецкие суда и порты от нападений с русской сторо ...

Белорусская Социалистическая Громада
К народным партиям принадлежала и партия Белорусская Социалистическая Громада, которая появилась осенью 1903 г. Перед революцией 1905-1907 гг. немногочисленные её группы были в Минске, Вильно и Петербурге. Программа Громады, принятая на первом съезде в 1903 г., основывалась на идеях ПСР и ППС. Громада счита ...