Советская власть и православие в первой половине 1920-хгг.
Страница 3


История » Православная церковь во времена становления Советской власти » Советская власть и православие в первой половине 1920-хгг.

Священнослужители текли обязательной частью каждодневного улова, серебряные седины их мелькали в каждой камере, а затем и в каждом Соловецком этапе». |

Так, летом 1922г. в Петрограде состоялся процесс по делу о церковных ценностях. На скамье подсудимых в это раз оказалось 86 обвиняемых. По мнению властей, они так или иначе были причастны к волнениям, которые происходили при изъятии ценностей из петроградских церквей. Главным свидетелем обвинения выступил протоирей В. Красницкий. Трибунал приговорил митрополита Вениамина, архимандрита Сергия (Шеина), профессора Ю.Л.Новицкого, И. Ковшарова к смертной казни. Часть осужденных получила различные сроки лишения свободы, а 22 человека были оправданы. В ночь с 12 на 13 августа 1922г. приговор в отношении в отношении четырех осужденных был приведен в исполнение. Спустя 70 лет (1992г.) митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин был причислен к лику русских святых.

После Петроградского процесса 1922г. борьба с Тихоновской Церковью была продолжена. 13 октября Секретариат ЦК РКП(б) рассмотрел вопрос о создании комиссии по антирелигиозной пропаганде (антирелигиозной комиссии). После своего оформления эта комиссия выработала правила о ввозе в страну религиозной литературы, установила порядок регистрации религиозных обществ. Каждые две недели председатель комиссии должен был представлять в Политбюро доклад о проделанной работе.

Вопросы антирелигиозной пропаганды были предметом специального обсуждения и на XII съезде РКП(б) в апреле 1923г. В резолюции «О постановке антирелигиозной агитации и пропаганды» предусматривалось увеличение издания научно-популярных книг и брошюр, расширение устной пропаганды, введение антирелигиозного просвещения в систему школьного образования. К этому времени уже сложились основные формы антирелигиозной работы. Преврвомайские демонстрации вместо крестных ходов, октябрины вместо крестин. Советская власть искала не стандартных способов борьбы с религией: Насаждения нового социалистического быта, от матери к пионеру, от пионера к комсомольцу. Новые лица, новой социалистической России. Идеологи совершенной пролетарской культуры собирались из не совершенного людского материала создавать не виданного нового человека, (но большинство из таких обрядов не прижилось, а в 30-е годы были отменены).

С 1919 г. издавался журнал «Революция и церковь», В 1922 г. начался выпуск популярной газеты «Безбожник». В 1925 г. создается «Союз безбожников», который в 1929 г. превратится в «Союз воинствующих безбожников». В эти нее годы развернули свою деятельность: Общество воинствующих материалистов, Петроградское научное общество марксистов и другие организации. В газетах того времени публикуются целые подборки пословиц и поговорок, раскрывающих «истинное» отношение народа к служителям Церкви: «Попы, что клопы», «Попы да черти — одной шерсти», «Завистлив, что поповские глаза», «Поповского брюха не наполнишь» и т. д.

Патриарх Тихон в условиях разворачивавшихся гонений на Церковь отказался покинуть Россию, несмотря на предложения близких к нему людей. С декабря 1918 г. он находился под домашним арестом на своем подворье, в нижнем этаже которого располагались 3 красноармейца. 16 июня 1923 г. Тихон был освобожден из-под ареста. В печати появилось заявление, в котором он раскаивался в «антисоветских поступках». В послании от 1 июля патриарх отмечал: «Сознавая свою виновность перед Советской властью, выразившуюся в ряде наших пассивных или активных антисоветских действиях, т. е. в сопротивлении Декрету об изъятии церковных ценностей в пользу голодающих, анафемствовании Советской власти, возражении против Брестского мира, мы каемся и скорбим о жертвах, получившихся в ряде этой антисоветской деятельности . Церковь аполитична и не желает быть „ни белой, ни красной" церковью».

Страницы: 1 2 3 4

Реформы Солона
В результате война с Мегарами, Солон был назначен главой афинского ополчения. Афиняне одержали полную победу, и она прославила имя Солона. Теперь городской демос видел в Солоне своего вождя и защитника. Но и крестьяне, находившиеся в полной зависимости, в долговой кабале у эвпатридов, тоже надеялись на его ...

Начало освободительного движения в России
Первое тайное политическое общество – «Союз спасения» – возникло в Петербурге в феврале 1816 года. Оно также имело и другое название – «Общество истинных и верных сынов отечества». В него входило 28 человек, среди которых были А. Н. Муравьев, С. И. и М. И. Муравьев-Апостол, С. П. Трубецкой, И. Д. Якушкин, П ...