Социальная сущность войны и ее взаимосвязь с политикой на примере уроков Второй мировой войны
Страница 2


История » Уроки Второй мировой войны и основные направления фальсификации ее итогов » Социальная сущность войны и ее взаимосвязь с политикой на примере уроков Второй мировой войны

Эти и другие причины негативно сказались на попытках СССР заключить соответствующие договора с рядом европейских государств. накануне войны началась большая дипломатическая игра, в которой каждая из сторон стремилась переиграть другие и сковать их дипломатию. Переговоры с военными миссиями в августе 1939 г. в Москве выявили нежелание Англии и Франции брать на себя определенные обязательства и крайнюю ограниченность предложений англичан – в случае необходимости выставить против Гитлера 6 дивизий, в то время как СССР брал на себя обязанность выставить против агрессора 136 дивизий. Кроме того правительство Польши отказалось пропустить через свою территорию советские войска. Напротив, Гитлер своими решительными действиями склонил Сталина к союзу с ним. Зная через разведку о нападении Германии на Польшу, и желая оттянуть вступление СССР в Войну, вернуть старые границы Российской империи, Сталин пошел навстречу предложениям Германии о форсировании советско-германских отношений.

23 августа 1939 г. был подписан так называемый «пакт о ненападении Риббентропа – Молотова». К договору о ненападении прилагался секретный протокол, который предусматривал «разграничение сфер обоюдных интересов в Восточной Европе» К сфере влияния СССР были отнесены Финляндия, Эстония, Латвия, Восточная Польша и Бесарабия.

Эти документы кардинально изменили и советскую внешнюю политику, и ситуацию в Европе в целом. Отныне, признают многие отечественные историки, сталинское руководство превратилось в союзника Германии по разделу Европы. Последнее препятствие перед второй мировой войной политика Германии и СССР, попустительство Англии и Франции устранили. Не желание политиков Запада пойти на союз с СССР против Гитлера, толкнули Сталина во временные «объятия» Гитлера. Оценка этого политического шага разноречива. Важно, однако, то, что соглашение на время было выгодно и Германии, и СССР:

- Германия не могла начать войну против СССР, не имея общей границы с ним, позволяющей развернуть необходимые силы и будучи полностью не готовой, к большой войне. Даже война с Польшей потребовала сосредоточения основных военных сил Германии, а потери в танковых частях до 15- 20 % вызвали необходимость длительного их восстановления. Разгром Японских сил на Халхин-Голе также заставил Германию быть осторожной с СССР.

- СССР также не был в полной мере готов к предстоящей войне. Однако, выигрыш в «пространстве и во времени» с началом войны девальвировался тем обстоятельством, что Германия смогла использовать время от начала второй мировой войны до Великой Отечественной войны более эффективно, чем СССР. За отдельным исключением, вошедшие в состав СССР отдельные территории, не были оборудованы в военном отношении достаточно и подавляющая их часть, была потеряна уже в первые дни войны. Осуществление внешнеполитической экспансии, недостаточная работа с населением присоединенных территорий и скорая их потеря, «умиротворение» части населения в послевоенный период сформировали у части социальных групп уверенность в том, что они были оккупированы СССР и насильственно социализированы.

Внешнеполитические задачи, тяжелая, кровопролитная война с Финляндией значительно снижали планомерную работу по укреплению обороноспособности страны. Ряд современных отечественных историков считают, что правительство СССР не использовало все возможности для переговоров с Англией и Францией. 21 августа 1939 г. французский генерал Н.С. Дюменк получил полномочия подписать военную конвенцию с Россией. Исследователи этого периода считают: не подписав пакта с фашистской Германией, СССР не только сохранил бы престиж в мире, но и застраховал бы себя от факта внезапного нападения, которое явилось следствием пакта и курса на всемерное сближение с Германией. Кроме того, считают исследователи, была бы ограничена и свобода рук Гитлера в Европе, хотя это и не принесло бы немедленных и конкретных выгод СССР: слишком сильны были «мюнхенские настроения» в руководстве Англии и Франции. Таким образом, политика государств Европы накануне второй мировой войны обозначила первый мировой урок, важный для современных внешнеполитических отношений, который имеет несколько составляющих.

Страницы: 1 2 3 4 5

Реформа Сервия Туллия
Мощный удар родовой организации патрициев был нанесен в середине VI века до н.э. реформой Сервия Туллия, шестого рекса по римской исторической традиции. Она проводилась как военная реформа, однако социальные последствия ее вышли далеко за пределы только военного дела, оказав решающее значение в образовании ...

Теория
Согласно теории известного британского историка и культуролога Арнольда Тойнби, рождение цивилизации происходит при наличии двух специфических условий: присутствие в данном обществе творческого меньшинства и наличие вызовов, но не чересчур сильных. Механизм зарождения цивилизаций в таких условиях представля ...