Реформы Клисфена в Древних Афинах
Страница 1


К VI веку до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения. В среде свободных возникает целый комплекс противоречий - между богатыми и обедневшими эвпатридами, все еще удерживающими власть, и богачами из землевладельцев, торговцев и ремесленников, стремящимися к власти и использующими недовольство бедноты и средних и мелких собственников. Эти противоречия кристаллизовались как противоречия между богатой родовой аристократией и народом (демосом), возглавляемым богачами.

Для смягчения этих противоречий и сплочения всех свободных в единый господствующий класс требовались глубокие социальные и политические преобразования. Начало им положил Солон, избранный архонтом в 594 году до н.э. Главной целью реформ Солона было примирение интересов различных враждующих группировок свободных. Поэтому они носили компромиссный, половинчатый характер. В это время в городе было три партии: горцы, которые хотели все изменить; паралии, которые хотели изменить немногое; педиеи, которые не хотели ничего изменять. Подкупленные беспристрастием Солона, все эти партии дали ему неограниченную власть, предоставили в его распоряжение все должности и доходы; словом, провозгласили его неограниченным властителем на все время, нужное для устройства государства. Друзья Солона убеждали его удержать эту власть навсегда и сделаться тираном вместо того, чтобы быть только законодателем; но он отвечал им едкими насмешками и продолжал свою работу. Прежде чем мечтать об устройстве государства, нужно было искоренить настоящее зло – долги, и остановить распространение этого зла. Солон достиг этого, издав закон о погашении долгов (сисахфия – долговая реформа), облегчавший уплату изменением величины процентов и номинальной цены монеты. Другой закон возвратил свободу тем, долги которых сделали их рабами, и отняв у кредиторов всякое право в будущем на личность должника. Благодаря этому закону, с полей Аттики стали исчезать ограды и закладные столбы, указывающие на поземельные долги. Солон хвалился, что очистил от долгов афинскую землю. Сначала многие были недовольны этими законами, но впоследствии все убедились в их мудрости. И в течение трех веков, пока существовала афинская демократия, она ни разу не возвращалась к этой мере Солона. Уважение к собственности так глубоко вкоренилось в умы, что никто не осмеливался требовать прощения долгов и уменьшения цены монеты. Спокойствие, водворившееся от этих первоначальных мер, дало Солону больше времени и свободы для составления других законов. Он и в них внес ту же мягкость и умеренность, стараясь согласовать нравственные правила и выгоды материальные, и «соединить», как он сам говорил, «силу и правосудие». Прежде всего, он провозгласил общую амнистию или прощение, из которой исключались изменники и убийцы. Из древней конституции Солон сохранил только некоторые положения, остальные отменил. Он начал с уничтожения законов Дракона, за исключением тех, которые относились к убийцам. Архонтство, ареопаг и четыре трибы с их подразделениями были оставлены. Но он дал право гражданства тем иностранцам, которые поселились в Аттике с семьями и имуществом. Он узаконил два главных нововведения: по первому, каждый гражданин обладал известными правами, которые доставляло ему его звание; вторым он разделил всё население на четыре класса по состоянию. Первый закон был вполне демократический; второй был демократический тем, что уничтожал потомственное дворянство, и аристократическим тем, что ставил богатых во главе государства. Это неравенство в общественном положении вознаграждалось распределением государственных податей: четвёртый класс ничего не платил, и это было действительным удовлетворением. Три первые класса занимали соответственные должности и платили подать, соответствующую их состоянию; она была так распределена, что не могла возбуждать недоразумений. Нужно, однако, заметить, что государственные налоги взимались только в случае необходимости; постоянные же таможенные пошлины на товары ввоза платились как бедными, так и богатыми. По конституции Солона четыре политических учреждения руководили управлением страны: архонты, сенат, народное собрание и ареопаг. Архонтов было всегда девять, и подразделялись они, как и прежде. Они исполняли также судейские обязанности, но не принимали участия в судах присяжных, члены которых выбирались по жребию из всех трёх классов. Вступая в должность, архонты клялись исполнять законы; оставляя её, они давали отчёт своей деятельности в народном собрании. Пока же они были облечены властью, их особа считалась священной. Четыреста сенаторов выбирались из трёх первых классов. Каждая триба поставляла сто членов, избираемых сначала по большинству голосов, а позднее по жребию; их недостатки исправлялись строгими испытаниями, которым они подвергались, будучи ещё кандидатами. В организации афинского сената есть одно отличие от сената спартанского, служащие яркой характеристикой обеих республик. В Спарте сенаторы выбирались пожизненно, должны были иметь не менее 60 лет и за решение собрания отдельные члены ответственны не были. В Афинах назначенным возрастом являлись 30 лет; состав сената менялся ежегодно, и члены его были ответственны; это было вполне демократично. Сенат в Афинах составлял и обсуждал законы до представления их на утверждение народного собрания; вел финансовые и административные дела; обнародовал постановления, которые в течение года имели силу закона, и имел право налагать денежные штрафы. Сенат делился на двенадцать комиссий с одинаковым числом членов; эти комиссии назывались пританиями, и каждая из них имела первенствующее значение в течение одного месяца, как в сенате, так и в народном собрании. Каждая притания во время своей деятельности отыскивала способы для удовлетворения неотложных нужд и интересов государства. Она содержалась на средства правительства. Народное собрание, созываемое всегда сенатом, состояло из всех граждан, число которых колебалось между пятнадцатью и двадцатью тысячами. Хотя город гостеприимно открывал свои ворота для иностранцев, но если кто-нибудь из них проникал в народное собрание до получения звания гражданина, он подвергался смертной казни, так как являлся узурпатором, т.е. незаконно захватившим власть. Народное собрание утверждало законы, избирало судей, которые должны были давать ему отчет по окончании исполнения обязанностей, обсуждало политические дела, представленные сенатом. Словом оно соглашалось, отвергало и исправляло. Каждый гражданин имел право открыто высказать свое мнение перед народом, но никто, даже архонты, не могли этого делать без посредничества сената. Каждый гражданин от 20 до 50 лет мог подавать голос в собрание, но старики имели право говорить первыми, - слабое преимущество, даваемое старости. Наряду с общим собранием могущество народа проявилось в судах, где председательствовали архонты, и еще более - в суде гелиастов или присяжных, составлявшемся из 6000 граждан, которые выбирались по жребию без различия состояния, имели не менее 30 лет, пользовались хорошей репутацией и никогда не были должниками общественного имущества В этих комиссиях обсуждались самые важные политические дела. Число членов показывало, во-первых, что это суд народный, а, во-вторых, лишало богатых и могущественных подсудимых возможности подкупом и угрозами действовать на решение суда. Чтобы предупредить слишком большое скопление процессов, Солон постановил, чтобы шестидесятилетние граждане, принятые обеими партиями, могли составлять верховный суд, решения которого считались безапелляционными, то есть окончательными.

Страницы: 1 2 3

Чехи и словаки в 1939-1945 гг. Движение Сопротивления.
Формально в протекторате Богемии и Моравии сохранялось чешское правительство, но на практике всем заправлял имперский протектор. Парламент был распущен, политическая жизнь унифицировалась. Вместо существовавших ранее партии национального единства и Национальной партии труда была создана единственная партия ...

“Рельсовая война” на территории смоленщины
С осени 1942 года удары по путям сообщения и линиям связи противника становятся все более преобладающими в боевых действиях партизан . В приказе народного комиссара обороны И. В . Сталина от 5 сентября 1942 года “ О задачах партизанского движения “ борьба на вражеских коммуникациях была названа первоочере ...