Урегулирование кризиса и вывод войск из Афганистана


История » Ввод советских войск в Афганистан » Урегулирование кризиса и вывод войск из Афганистана

Западные страны играли лидирующую роль в подталкивании СССР к переговорам о выводе войск из Афганистана. Но советское руководство пошло на них лишь после долгих лет войны, когда ее бесперспективность и безнадежность стала очевидной. 14 апреля 1988 года было принято совместное советско-американское соглашение «О взаимосвязи для урегулирования положения, относящегося к Афганистану». Соглашение устанавливало крайние сроки вывода советских войск из страны: половина ограниченного контингента выводилась к 15 августа 1988г. и все подразделения еще через шесть месяцев, т.е. к 15 февраля. Это соглашение было в точности выполнено советской стороной. Было также принято «Двустороннее соглашение между Республикой Афганистан и Исламской Республикой Пакистан о принципах взаимоотношений и, в частности, о невмешательстве и об отказе от интервенции». Соглашение подчеркивало необходимость уважать суверенитет, политическую независимость и территориальную целостность Республики Афганистан и Исламской Республики Пакистан, обеспечивать, чтобы территория не использовалась каким-либо образом для нарушения суверенитета, политической независимости, территориальной целостности и национального единства или для подрыва политической, экономической и общественной стабильности другого государства и не допускать на своей территории обучения, снаряжения, финансирования и рекрутирования наемников какого бы то ни было происхождения. Необходимость соблюдения провозглашенных в этом соглашении принципов взаимоотношения между Республикой Афганистан и Исламской Республикой Пакистан была зафиксирована в «Декларации о международных гарантиях», принятая совместно СССР и США. После подписания Женевских соглашений часть советских и большинство афганских руководителей настаивало на том, чтобы сохранить присутствие в Афганистане 25% находившихся там войск для охраны коммуникаций (преимущественно на трассе Хайратон - Кабул) до полного прекращения военных действий. Подобное половинчатое решение сводило бы на нет все Женевские соглашения, хотя бы, потому что для подержания остававшегося контингента пришлось бы снова вводить дополнительные формирования. Не смотря на определенный военный риск, советское руководство в точности соблюло соглашения и вывело все войска к 15 февраля 1989 года.

После распада Советского Союза и исчезновения «красной угрозы», значение афганского кризиса оценивается несколько иначе. Военное вмешательство во внутренние дела Демократической Республики Афганистан вызвало резкое обострение международной обстановки и на некоторое время затормозила переговоры по сокращению вооружений. Советско-афганская война унесла около 19 000 жизней советских солдат и несчитанное количество афганских повстанцев и мирных жителей. Кроме того, эта война на много лет приблизила глубочайший экономический и политический кризис в СССР, распад Союза и крах коммунистического режима.

Государственная деятельность М. М. Сперанского в период правления Николая I. Предпосылки подготовки и издания «Свода законов Российской империи»
В ноябре 1825 г. Александр I умер. Его преемник, император Николай I, прежде чем осуществлять свою политическую линию решил отладить механизм управления собственной бюрократией, и создать прочную систему законодательства. Архитектором данной системы выступил М. М. Сперанский. Именно его опыт и талант захоте ...

Михаил Сергеевич Горбачёв. Краткие биографические данные
Генеральный секретарь ЦК КПСС, Президент СССР. С декабря 1989 г. – председатель Российского бюро ЦК КПСС. Родился 2 марта 1931 г. в селе Привольном Красногвардейского района Ставропольского края в семье крестьянина. Отец 40 лет проработал сельским механизатором, в годы Великой Отечественной войны был на фр ...