Историко-культурное значение Георгиевского собора
В наше время собор стал музеем. Внутри него устроен лапидарий - коллекция камней, оставшихся после ермолинской реставрации, разложенная на специальных постаментах и на полочках.
В составе этой коллекции много резных камней, относящихся не только к собору, но и к каким-то другим современным ему зданиям богато обстроенного княжеского двора. Здесь мы можем увидеть фрагмент уже известной нам по памятникам Владимира сцены Вознесения Александра Македонского, пятифигурный Деисус, вероятно, стоявший над западным порталом собора, изображения святых во весь рост, серию небольших полукруглых или килевидных камней с головами и бюстами людей восточного облика, может быть, образовавших завершавшую барабан главы аркатуру, женские маски с прикрытыми венцами пышными прическами, фрагменты орнаментов и архитектурных деталей.
Есть, например, в коллекции камень с изображением головы в шапке, с длинной, как клин, острой бородой - возможно, портрет самого князя Святослава.
На самом видном месте стоит «Святославов крест» - композиция «Распятие», разгаданная еще Романовым. Ранее «Святославов крест» находился на западной стене западного притвора, внутрь Георгиевского собора его перенесли при строительстве колокольни, Это поистине гениальное, сильное и правдивое произведение. Композиция его такова. На огромном кресте Христос. Даже на итальянских полотнах эпохи раннего Возрождения не всегда выражено столько страдания на лике Христа и в его чуть изогнутом теле. На соседнем камне слева от «Распятия» изображена богородица и святые жены-мироносицы. ИХ позы, их прижатые к груди руки говорят о великой скорби. На отдельном камне справа от «Распятия» стоит любимый ученик Христа - молодой апостол Иоанн, подперев рукой голову; рядом с ним римский сотник Лонгин - начальник стражи; он отшатнулся, в ужасе протянул вверх правую руку. Под «Распятием» - камень, на нем надпись: «Сооружен сей честный и животворящий крест Господень Благоверным князем Святославом Всеволодовичем в лето 6732» (1224). Из-за этой надписи и родилась легенда, что князь сам участвовал в постройке храма.
где находится и по настоящий день.
«Распятие» пользуется у верующих особым почитанием как чудотворное: много паломников приходили сюда из разных уголков России, чтобы приложиться к нему и получить исцеление.
В 10-ю неделю по Пасхе из Георгиевского собора и всех церквей совершается крестный ход вокруг города. Он установлен в память о милости Божией, явленной г. Юрьеву в 1771 г., когда в Москве и Владимире свирепствовала моровая язва, не коснувшаяся Юрьева-Польского.
[1] Воронин Н. Н. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской. Путеводитель. – М., «Искусство», 1958.
Хозяйство восточных славян
Первые поселения восточных славян возникли на берегах рек и озер, соответственно тому, как шло их расселение. Вначале славяне жили в землянках, затем стали строить дома – в этих деревянных жилищах посередине сооружались очаги, дым уходил через отверстие в крыше или стене. У каждого дома обязательно имелись ...
Меры советского руководства по повышению уровня жизни населения. Основные
направления социальной политики советского руководства в послевоенный период.
Меры по решению основных проблем общества.
Самой главной задачей в социальной политике советского руководства в послевоенные годы было решение всех основных проблем в максимально короткий срок. Для этого 18 марта 1946 года Верховный Совет СССР утвердил принятый правительством пятилетний план восстановления народного хозяйства СССР, возвращения стран ...