Исторические аспекты взаимоотношений церкви и государства в XVII – сер.XIX вв.
Страница 3


История » Церковь и государство при Александре ІІ » Исторические аспекты взаимоотношений церкви и государства в XVII – сер.XIX вв.

благодаря энергии Протасова были приведены в исполнение многие распоряжения, которые без него многие годы пылились бы в архивах Присутствия:

1.воссоединение униатов с Православной Церковью;

2.обеспечение приходского духовенства;

3.учреждение новых епархий на западе России;

4.издание устава духовных консисторий;

5.преобразование духовных училищ в духе тогдашнего режима.[16]

В деле церковного управления граф Н. А. Протасов ввел некоторые улучшения. Прежде всего, он обратил внимание на епархиальное управление, в котором до тех пор, так же как и в XVIII в., царили произвол и бесправие, а низшее духовенство страдало от деспотизма епископов. Введенный Протасовым Устав духовных консисторий (1841) внес в этом отношении значительные улучшения. «Протасов, будучи сам деспотом, сокрушал всякое самовластие со стороны епархиальных архиереев, руководившихся в управлении произволом и не терпевших никаких против себя протестов. У него на суде равны были и дьячок и архиерей. С его эпохи узнали, что и архиереев можно судить, что и для них писан закон, что и на них можно жаловаться в Синод».

Все эти преобразования преследовали только одну, высшую цель охранение основ самодержавия, что полностью соответствовали желанию императора Николая I выстроить некую систему, не допускавшую в Россию опасных для монархии новомодных философских учений, обеспечивавшую его личный контроль во всех сферах жизни.

Таким образом, передача в ведение обер- прокурора сфер деятельности Синода путем подчинения ему старых учреждений и создания новых привела к усилению института обер-прокуратуры. Из органа надзора он постепенно превратился в орган власти, что явилось итогом реформ. С 1835 г. Обер-прокурор Синода приглашался на заседания Государственного совета и Комитета министров для объяснений по делам своего ведомства. Поэтому, можно говорить о том, что в середине XIX в. обер-прокурор Синода играл в церковном управлении центральную роль. Подавляющее большинство исследователей считало и продолжает считать его должность равной министерской. Однако, с точки зрения законодательства положение обер-прокурора Синода оставалось неопределенным, что отмечалось уже некоторыми дореволюционными историками государственного права (Ивановский 1895: 275; Лазаревский 1910: 174-175; Захаров 1912: 269, 308-309). Так, обер-прокурор Синода не являлся, как министры, присутствующим по первому департаменту Сената (Свод 1857: Ст. 8, 65) и не был членом Государственного Совета и Комитета министров по должности. Фактически, имея чин IV класса. [17]

Рассмотрев взаимоотношения церкви и государства с начала XVII по сер. XIX вв., можно сделать следующие выводы: Русская Православная Церковь только с первого взгляда казалась стройной, единой и сильной организацией, на самом деле она находилось в усугубленном положении, которое определялось законодательными актами, принятыми еще при Петре Великом. Введение синодальной системы с подчинением Церкви государственному аппарату лишили её самостоятельного голоса в обществе, права печалования перед государём за гонимых, уподобили приходского священника полицейскому чиновнику, который присягал служить властям, сообщая о политических настроениях своей паствы даже в нарушении тайны исповеди (что по церковным канонам должно вести к извержению такого священника из сана). Видно, что Святейший Синод как высшая инстанция управления Русской Православной Церковью со временем попадал во все большую зависимость от государства, что явилось причиной усиления власти обер-прокурора. Административный аппарат Церкви, после преобразований Протасова, был так сильно централизован, что в руках обер-прокурора оказались все его нити. Многочисленные управленческие инстанции сильно ограничивали деятельность Присутствия Святейшего Синода.

Страницы: 1 2 3 4

Зарождение казачества
Вопрос о появлении казаков на исторической сцене России вызывает массу дискуссий среди ученых историков. До сих пор этот вопрос остается неразрешимым. Официальная русская историография считает, что население казачьих областей было образованно выходцами из русских княжеств, не мирившихся с тяжелым бытом русс ...

Историки о французских городах. Взлёт деревень – подъем городов.
Ф. Бродель «Что такое Франция? Люди и вещи». Европа, которая очерчивает свои границы, которая обретает свое лицо, -плод распашки новых земель, полеводства и скотоводства. Она выходит из лона атери-земли, которую пашут, мотыжат, боронят, вырывают у враждебной природы, отвоёвывают у враждебной природы, отвоё ...