Заключение
Страница 1


80-е годы Х1Х века Ключевский назвал “перевалом, за которым начинается пологий, но неуклонный, постоянный спуск”.

Особенность кризиса православия состояла в том, что он проявился во всеобщем падении общественного престижа религии, обесценивания ее роли в решении общественно значимых проблем. Причины кризиса православия Церковь объясняет не утратой влияния на верующих, не девальвацией религии как средства удовлетворения духовных потребностей, а несоответствием устаревших способов выражения “абсолютных и непререкаемых истин веры” современному уровню развития общественного сознания. В России конца Х1Х века назрела острая необходимость “приспособить” православие к новому этапу развития общества, связанному с капиталистическим развитием, социальной поляризацией, ростом социальной напряженности, появлением новых радикальных идей.

Более того, причина упадка православия в жесткой государственной власти над Церковью. Подчинив себе Церковь, государство тем самым разрушило зависимость светского от духовного и привело к внутреннему разладу и ослаблению нравственных начал в обществе. Факт сращивания государства и РПЦ признавался и самими религиозными деятелями. Пагубное влияние опеки светской власти наталкивало их на мысль о необходимости церковных преобразований. Выдающиеся церковные иерархи и религиозные философы, известные общественные деятели того времени защищали идею независимости Церкви от государства и прививали ее русскому общественному сознанию.

Однако в пореформенный период стало ясно, что ослабления государственного контроля над Церковью не произошло и не предвидится, это можно связать с убеждениями Александра II касательно политического устройства России на тот период, император не мог допустить ослабления зависимости церкви от государства.

Глубинная причина нежелания реформирования Церкви - в охранительной ее направленности. Православие было основным идеологическим символом самодержавия и основным источником его легитимации. Знаменитая триединая уваровская формула подразумевала, что православие – вера русского народа, самодержавие – его “естественное” политическое устройство и все три компонента – русский народ, русская вера и русское самодержавие – находятся в неразрывной связи. Незыблемость веры – как бы моральное основание незыблемости самодержавия. Здесь и находится, основное противоречие эпохи

Пореформенная эпоха стала временем глубокого и безысходного кризиса церкви.

[1] Никольский Н.М. История русской церкви. – 3 изд. – М.: Политиздат, 1983.

[2] Римский С.В. Церковная реформа Александра II // Вопросы истории. – 1996. № 4

[3] Римский С.В. Церковная реформа 60-70-х годов XIX в. // Отечественная история. –1995. -№4.

[4] Смолич И. К. История Русской Церкви. М., 1997. Т. 8. 2 ч.;

[5] Дневник Валуева, министра внутренних дел в двух томах/Под.ред. П. А. Зайончковского . –М.,1961

[6] Алексеева С.И. Синод в системе высших и центральных государственных учреждений Российской империи (1856-1904 гг.) Дис канд. ист. наук. - СПб., 1997.

[7] Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. - М., 1997.

[8] Ляшенко Л. М. Александр II, или История трех одиночеств; - М.; 2002

[9] Карташев А. В. История русской церкви. Т.2 – Париж., 1959.

[10] Исаев И.А. История государства и права России: Полный курс лекций. – М.: Юрист, 1994. – С. 165.

[11] Никольский Н.М. История русской церкви. - М.: Владос 1995. - С. 483.

[12] Полное Собрание Законов Российской Империи с 1649 г Т 4. [Электрон. ресурс]. Способ доступа: http://civil.consultant.ru/reprint/books/169/18.html

[13] Исаев И.А. История государства и права России: Полный курс лекций. – М.: Юрист, 1994. – С. 165.

[14] Сборник очерков из истории государства и права Руси[Электрон. ресурс]. Способ доступа: http://www.allpravo.ru/library/doc313p/instrum2359/item2526.html

[15] Алексеева С.И. Синод в системе высших и центральных государственных учреждений Российской империи (1856-1904 гг.) Дис канд. ист. наук. - СПб., 1997. - С292 - 293

[16] Смолич И.Ж. История Русской Церкви 1700-1917. Книга 8, часть 1. - М., 1996.

[17] Алексеева С.И. Синод в системе высших и центральных государственных учреждений Российской империи (1856-1904 гг.) Дис канд. ист. наук. - СПб., 1997. - С. 293

[18] Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. - М., 1997. - С. 342-343.

[19] Римский С.В. Российская Церковь в эпоху Великих реформ. - М., 1999. - С.201.

[20] Смолич И. К. История Русской Церкви. - М.,1997. - Т. 8. 2 ч.

[21] Дневник Валуева, министра внутренних дел в двух томах/Под.ред. П. А. Зайончковского . –М.,1961 - Т.1. - С 137

[22] Ляшенко Л. М. Александр II, или История трех одиночеств; - М.; 2002 - С 120.

[23]Римский С.В. Церковная реформа Александра II // Вопросы истории. – 1996. № 4. - С.38

[24] Римский С.В. Российская Церковь в эпоху Великих реформ. - М., 1999. - С.201.

Страницы: 1 2

Греческая цивилизация
Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. В высокой оценке античной (т.е. греко-римской) цивилизации сходятся мыслители разных эпох и направлений. Французский историк прошлого века Эрнест Ренан назвал цивилизацию древней Эллады “греческим чудом”. Самые высокие оценки греческой ци ...

Итоги перестройки
За годы «перестройки» было сделано удивительно мало для реального реформирования хозяйственного механизма. Принятые союзным руководством законы расширяли права предприятий, разрешали мелкое частное и кооперативное предпринимательство, но не затрагивали принципиальных основ командно-распределительной экономи ...