Заключение
Петр Алексеевич Романов, вошедший в историю как первый российский император Петр I, - личность глубоко противоречивая и драматичная, и дать однозначную оценку его деятельности невозможно. Пожалуй, ни одна личность в отечественной истории не вызывала столько жарких споров. В спорах о петровских деяниях на первый план выходит глубина исторического анализа, объективность ученого - историка.
Споры о Петре Великом, начатые еще его современниками, не умолкают до сих пор. Стрельцы и петровские гвардейцы, старообрядцы и синодальные чиновники, старое боярство и новая знать - все они, соответственно, искали в Петре Первом то "царя-анархиста", то отца отечества. Затем эти споры продолжили и углубили западники и славянофилы, "государственники" и анархисты, монархисты и социалисты . Причем каждая сторона была по-своему права.
«Он бог, он бог твой был, Россия!» - восклицал М. В. Ломоносов, искренне восхищавшийся Петром I не только как личностью, но и как монархом, создавшим великую империю.
Петровские преобразования и их итоги крайне противоречивы, что нашло отражение в трудах историков. Большинство исследователей считают, что реформы Петра I имели выдающееся значения в истории России (С.М Соловьев, В.О Ключевский, Н.И Павленко, Н.И Костомаров, Е.П Карпович, Н.Н Молчанов, и др.). Царствование Петра вошло в историю как время блестящих воинских побед, быстрыми темпами экономического развития. Это был период резкого рывка навстречу Европе. По мнению С.Ф. Платонова, для этой цели Петр был готов жертвовать всем, даже самим собою и своими близкими. Все, что против государственной пользы, был готов истребить и уничтожить.
В целом в Петре Великом можно видеть единый пример успешных и в общем до конца доведенных реформ в России, определивших ее дальнейшие развитие почти на два столетия. Однако, необходимо отметить, что цена преобразований была непомерно высока: проводя их, царь не считался, ни с жертвами, приносившими на алтарь отечества, ни с национальными тенденциями, ни с памятью предков.
Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установление в России режима абсолютизма, венцом которого стало изменение в 1721г. титула российского монарха - Петр объявил себя императором, а страна стала называться Российской Империей. Таким образом, было оформлено то, к чему шел Петр все годы своего царствования - создание государства со стройной системой управления, сильной армией и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международную политику. В результате Петровских реформ государство не было связано ничем и могло пользоваться любыми средствами для достижения своих целей. В итоге Петр пришел к своему идеалу государственного устройства - военному кораблю, где все и вся подчинено воле одного человека - капитана, и успел вывести этот корабль из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и мели.
Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Вместе с тем отсталость России не была полностью преодолена, а реформы осуществлялись в основном за счет жесточайшей эксплуатации и принуждения.
Я сделала далеко не полный реферат о преобразовательной деятельности Петра, не коснулась ни мер по общественному благоустройству и народному образованию, ни перемен в понятиях и нравах, вообще в духовной жизни народа. Эти меры и перемены или не входили в круг прямых задач реформы, или не успели обнаружить своего действия при жизни преобразователя, или, наконец, почувствовались только некоторыми классами общества. Реформа по своему исходному моменту и по своей конечной цели была военно-финансовая, коснулись всех классов общества, отозвались на всем народе. На этих фактах я считаю возможным основать суждение о значении и характере преобразовательной деятельности Петра
Петр был и остается одним из великих государственных деятелей, имя которого навеки принадлежит своей стране и истории.
[1] Валишевский Казимир Петр Великий: Исторический очерк в 3-х частях :ч-1 Воспитание; ч-2 Личность; ч-3 Дело--М.:СП “КВАДРАТ” 1993--448с. стр.-240.
Принципы
объединения в кооперации и в общине
Смысл кооперации и общины, пожалуй, одинаков: взаимопомощь. Но способы и формы ее осуществления различны.
Кооперация – это форма добровольной экономической самоорганизации мелких производителей и потребителей с целью борьбы с частным посредником в области производства, сбыта и снабжения. В кооперации могут ...
Русско Византийский
договор 944 г.
К началу 40-х годов X в., когда отношения между Византией и Русью резко обострились, международное положение империи значительно стабилизировалось. Болгария была истощена длительными и разорительными войнами. Новое болгарское правительство царя Петра заключило с Византией мир. Провизантийские настроения все ...