Проблемы государственного и правового развития (после обретения независимости)
Страница 1


История » Государственное и правовое развитие Индии » Проблемы государственного и правового развития (после обретения независимости)

Едва ли не важнейшая из внутренних проблем страны - национально-религиозная рознь. Несмотря на раздел 1947 г., в республике проживает не менее 85 - 90 млн. мусульман. Большую и влиятельную общину составляют сикхи. Индо-мусульманские столкновения в различных районах и борьба сикхского меньшинства вначале за политическую автономию, а затем и за собственное независимое государство - серьезные проблемы для страны. Причем обе они практически неразрешимы, так что радужной перспективы здесь пока нет. К числу упомянутых проблем национально-религиозного характера может быть добавлена та напряженность, которая возникла в 80-х годах на крайнем северо-западе Индии, в Ассаме и некоторых других районах, где беженцы-мигранты из Бангладеш создают серьезную нестабильность. Воспринимая мигрантов в качестве нежелательных пришельцев, местное население активно выступает против них. Следует учесть также и сепаратистские настроения тамилов на юге и некоторых племенных групп пригималайского района страны. [5]

Другая группа проблем, внешне менее острая, но чреватая далеко идущими последствиями,- это демографическая. Неслыханно быстрый прирост населения (со времени деколонизации почти вдвое) угрожает стране катастрофой. Правда, наиболее тяжелые его последствия - прежде всего голод - были смягчены успехами "зеленой революции" и фермерского хозяйства тех районов Индии, где и то, и другое достигли наибольших успехов, в частности Пенджаба. Однако проблема не только остается, но и продолжает быть крайне острой. Если эти темпы не снизятся, то к концу века проблема перенаселения станет самой острой для страны.

Проблема каст - еще одна из тех, что не могут не волновать Индию. Хотя законы формально провозглашают равенство людей вне зависимости от кастовой принадлежности, а за представителями низших каст даже забронированы определенные квоты в вузах, государственных учреждениях и т. п., касты играют в Индии практически ту же роль, что и в прошлом. Но что характерно: в отличие от первых двух острых для Индии проблем, создающих дестабилизирующие импульсы, кастовая структура в некотором смысле - как на то обращают внимание специалисты, в частности Л.Б. Алаев,- играет в современной Индии роль стабилизирующего фактора. Если бы не сдерживающие функции кастовой системы, бурный рост в скором будущем уже почти миллиардной Индии мог бы вести к катастрофическому усилению экстремизма. [6]

Впрочем, экстремизм в Индии ощущается, хотя и преимущественно среди мусульман и особенно сикхов. Он практически долгое время был незаметен в среде индуистского большинства страны, что свидетельствует о сдерживающей функции системы каст. Однако за последние годы он дал о себе знать. К числу внутриполитических проблем стоит отнести и неспособность городских властей справиться с притоком в города, особенно большие, переселенцев из деревни, вынужденных существовать без жилья и работы.

Внутриполитическая напряженность, кастовая и национальная рознь обычно являются подоплекой той предвыборной борьбы, которую ведут партии и их коалиции в ходе избирательных кампаний. И в этом смысле партии в современной Индии, особенно на уровне штатов, не следует воспринимать как организации европейского типа, союзы политических единомышленников. Скорее это форма организации своих, сплоченность которых способна обеспечить поддержку тому, кто пользуется у своих достаточным престижем, во многом уходящим в традицию.

Вообще многие демократические нормы и институты современной Индии не просто вписываются в традицию, но и воспринимаются привыкшим к ней сознанием людей в привычно традиционном духе. Здесь сказывается определенная структурная близость того и другого (идейная терпимость, плюрализм, уважение к правам меньшинства, ненасилие и т. п.), как и играют свою роль двухвековое колониальное владычество англичан, определенная ориентация общего развития современной Индии. Но при всем весьма существенном типологическом сходстве с европейской парламентарной демократией индийская политическая система во многом остается восточной. Причем не просто восточноЙ1 но именно индийско-индуистской с характерной для нее общинно-кастовой основой.

Страницы: 1 2

Советско-китайские соглашения по КВЖД и их реализация (1924-1928 гг.)
Обычно в советской исторической литературе принято говорить о советско-китайском соглашении 1924 г. как об одном документе. Однако надо иметь в виду, что 31 мая 1924 г. уполномоченным правительства СССР Л.М. Караханом и министром иностранных дел Гу Вэйцзюнем (Веллингтоном Ку) был подписан целый ряд документ ...

Развитие промышленности БССР в годы третьей пятилетки (1933-1941г.)
Разработка третьего пятилетнего плана развития народного хозяйства началась еще в 1937 г. в соответствии с постановлением СНК СССР, опубликованным в апреле 1937 г. В начале 1939 г. в связи с предстоящим XVIII съездом ВКП(б) проект плана был опубликован в печати для всенародного обсуждения. Идя навстречу XV ...