Заключение


Какова же роль религии в образовании и становлении Российской государственности?

Понятно, что религия является одним из важнейших факторов в социальном регулировании. Она консолидирует вокруг себя общество, освящает и сакрализует государственную власть, развивает морально-нравственные императивы общества. "История показывает, что государственное разрушение религии неизбежно влечет нравственную деградацию общества и никогда не приносит пользы праву и правовому порядку, ибо в конечном счете и праве и религия призваны закреплять и утверждать нравственные ценности, в этом основа их взаимодействия".

Язычество, зародившееся в недрах родоплеменного первобытного общества, было теснейшим образом связано с окружающей человека природной и социальной средой. Поэтому пантеон богов, сложившийся в язычестве, был тесным образом связан с выполняемыми родом и племенем хозяйственными функциями. С усложнением общественных отношений и социальной структуры общества, произошедшее в поздней первобытности и с образованием этнически неоднородного государства язычество как религиозная система оказалось неспособно идеологически объяснить и обосновать происходящие перемены, а также объединить общество перед новым вызовом социальной среды. В IX–X веках власть и общество приобретали раннефеодальный характер, тогда как духовные и нравственные отношения все еще выстраивались в соответствии с уходящими родоплеменными отношениями.

Глубже всего этот разрыв понял князь Владимир. Первоначально Владимир пытался преодолеть это противоречие между новыми социальными запросами общества и старыми религиозными формами в рамках старой религии путем ее своеобразной модернизации. Религиозная реформа 980 года имела задачу реорганизацию язычества с целью придания ему более широкого общественно – политического звучания. Утверждение в качестве общерусского культа "дружинного бога" Перуна как первого среди славянских богов должно было упрочить идеи самодержавия, целостности государства, национального единства и противостоять идеям узкоплеменного сепаратизма. Реформа не достигла своей цели, так как простое административное выдвижение, не связанное с глубинным народным сознанием, каких-то богов на первое место в языческом славянском пантеоне, последующее закрепление за ними приоритетных социальных функций, не могло повлечь за собой автоматического пересмотра системы ценностей и способа познания мира у всего общества в целом. Религиозное реформирование подобными методами не превращало язычество в социальный интегратор и регулятор общественных отношений, так как язычество, зародившееся в недрах первобытного сознания и способствовавшее более четкому разделению в сознании человека мира и общества на пары "свой – чужой", "друг – враг", и уже в силу своего происхождения изначально лишено того универсализма, который был присущ христианству.

Итак, почему же при князе Владимире произошел отказ от язычества и какова была роль в становлении Древнерусского государства?

В рамках язычества Русь замыкалась в самой себе и как бы вырывала себя из мирового политического процесса, что было крайне невыгодно для правящей элиты в частности и для всего государства в целом. Принятие христианства, по мысли А.В. Карташева: "…породила и осмыслила идею всеобщности, вселенскости, причастности к всемирной истории, сознательно оттолкнувшись от обветшалых национализмов". Все это будет во вей своей яркости продемонстрировано будущем развитием русской истории.

Утверждение христианства в качестве государственной религии – событие большого исторического значения. Этим фактом Древнерусское государства упрочило свои экономические, политические, династические и культурные связи с Византией и Западной Европой, преодолевало изоляцию, вызванную вероисповедальными различиями, важными для сознания средневекового человека, получало сакрализацию и освящение государственной власти, отделенной от народа и сосредоточенной в руках узкого круга лиц. Таком образом можно заключить, что в целом христианство отвечало интересам нарождающегося феодального общества и способствовало становлению Российской государственности. Став христианской державой, Киевская Русь смогла более успешно интегрироваться в систему византийско-европейских международных отношений. О том, что Русь стала одной из крупнейших держав и заняла важное место в византийско-европейской политической системе свидетельствуют многочисленные династические браки между Рюриковичами и монархами Западной Европы. Установление более тесных внешнеполитических связей с соседними христианскими государствами благотворно отразилось на торговле и развитии производства внутри страны.

Внутри страны христианство способствовало утверждению новых общественных отношений, построенных на принципе "господство – подчинение" и пришедших на смену "первобытному равенству" достигшего своей высшей формы развития в военной демократии. Христианство ускорило изживание местных племенных различий и усилило процесс этнической консолидации племен, вошедших в состав Древнерусского государства. Через христианство раннефеодальные институты власти приобретали характер сокральности, что значительно повышало их авторитет в глазах общества. В плане культурного развития христианство приобщило славян к ценностям античной цивилизации, которые, через христианскую религию стали ценностями общечеловеческими. Таким образом славянское общество взошло на новый этап производства культурных и нравственных ценностей, регулирующих повседневную жизнь общества.

Свёртывание НЭПа. Заключения и выводы
С октября 1928 года началось осуществление первого пятилетнего плана развития народного хозяйства. При этом в качестве плана на первую пятилетку был принят не проект, разработанный Госпланом СССР, а завышенный вариант, составленный ВСНХ не столько с учётом объективных возможностей, сколько под давлением пар ...

Песни Жириновского и о нём
· Поздравительная — в исполнении Андрея Макаревича. · Эх, Владимир Вольфович — в исполнении группы "Попугай", записана в 1991 году · "ex-Сектор газа" — "Гимн Жириновскому" · Mr. Daduda — баба с возу кобыле легче · "Кумир", 1993 К 20-летию ЛДПР был выпущен диск с ...