Реформы Петра I в области социальной сферы
Страница 1


История » Реформы Петра I в области социальной сферы » Реформы Петра I в области социальной сферы

Введение новшеств, сначала охватывавших отдельные стороны жизни общества, а затем, проникавшись во все сферы общественного организма, за которыми закрепилось название преобразований, началось с середины 90-х годов 17 века. Военные Азовские походы повлекли за собой строительство Воронежского флота, а так же преобразование в области культуры, прежде всего распространения образования с целью обеспечения армии и флота квалифицированными специалистами.

Новые веяния прослеживаются в отношениях России с Западом. Происходит сближение с Западом и начало европеизации России. Преобразования коснулись и внешности русских людей: дворяне и городские жители внешне стали походить на европейцев – их лишили бороды и длиннополого платья.

Мысль о необходимости иметь собственных специалистов зародилась у царя задолго до поездки за границу. Путешествуя, Петр посещал музеи, университеты, лаборатории, мануфактуры и все более убеждался в выгодах распространения образования и в надобности создания школ в России.

Страна в то время располагала единственным учебным заведением – Славяно-греко-латинской академией, открытой братьями Лихудами в 1685 году. После их отстранения от дел в 1694 году академия стала хиреть, а 150 ее учеников – бедствовать. Практические меры по созданию отечественных учебных заведений ведут свое начало со времени пребывания Петра в Англии, где он нанял для них трех преподавателей: выпускника Эбердинского университета Фергансона и его двух коллег – Гвина и Грайса.

Нанятые в Англии преподаватели прибыли в Москву осенью 1699г., но свыше года жили без дела: указ об организации школы математических и навигацких наук был обнародован только 14 января 1701г.

До открытия Навигацкой школы Петр использовал более эффективный способ обучения специалистов – отправку русских людей за границу, причем не столько для усвоения теоретических знаний, сколько для приобретения практических навыков в кораблестроении, управления кораблем во время боя и т.д.

Указами от 19 и 20 декабря 1699г. Вводилось еще два новшества: предписывалось производить счисление лет не от сотворения мира, а от Рождества Христова, а новолетие начинать не с 1 сентября, а с 1 января, как это делалось во многих европейских странах и продолжать до седьмого числа. Живейшее участие в праздновании Нового года принимал сам Петр. Первого января он велел вывести на Красную площадь солдатские полки, а к Кремлю стянуть более двухсот пушек. Пальба из них продолжалась в течение шести дней. Сам царь хлопотал над устройством фейерверка, а ворота местного населения были украшены еловыми, сосновыми и можжевеловыми ветками.

С 14 января 1701 г. Утверждается «школа математических и навигационных наук», где приезжие англичане стали обучать «добровольно хотящих, а так же принуждаемо набираемых» молодых людей математическим и навигационным, т.е. мореходным хитростным искусствам. В школе проходили арифметику, геометрию, тригонометрию плоскую и сферическую, навигацию, морскую астрономию, и преподавали краткие сведения из области географии, по преимуществу математической. Для подготовки учеников к прослушиванию этого курса при школе были устроены два начальных класса, из которых тот, где учили читать и писать по-русски, назывался русской школой, а тот, где проходили начальный счет, пользуясь уже арабскими цифрами, именовался «цифирной школой». Кроме перечисленных дисциплин, в школе преподавалась еще «рапирная наука», для желающих, т.е. фехтовальное искусство.

Страницы: 1 2 3

Особенности экономического развития европейских стран в эпоху первоначального накопления капитала и мануфактурного производства
Великие географические открытия и торговая революция XVI в. “Революция цен” и ее последствия для Западной Европы. Первоначальное накопление капитала: источники, методы и результаты. Особенности развития в Голландии, Англии, Франции и Германии. Возникновение мануфактурного производства. Изменение экономичес ...

Лжедмитрий II
Происхождение Тушинского Вора окутано легендой. Наиболее полные сведения о происхождении Лжедмитрия II удалось добыть иезуитам. Согласно их расследованию, имя убитого царевича принял крещеный еврей Богданко. Он был учителем в Шклове, затем перебрался в Могилев, где прислуживал попу. За проступки шкловскому ...