“Рельсовая война” на территории смоленщины


История » Партизанское движение на территории Смоленской области » “Рельсовая война” на территории смоленщины

С осени 1942 года удары по путям сообщения и линиям связи противника становятся все более преобладающими в боевых действиях партизан .

В приказе народного комиссара обороны И. В . Сталина от 5 сентября 1942 года “ О задачах партизанского движения “ борьба на вражеских коммуникациях была названа первоочередной . Приказ требовал: “ В целях нарушения движения железной дороги и срыва регулярных перевозок в тылу врага , устраивать всеми способами железнодорожные катастрофы , подрывать ж.д. мосты , взрывать или сжигать станционные сооружения . При ж.д. крушениях уничтожать живую силу , технику , горючее , боеприпасы и прочие грузы , а так же уцелевшие паровозы и вагоны “ . Началась “ Рельсовая война .”

Под названием “ Рельсовая война “ в историю вошли координированные повсеместные операции , одновременные удары партизан по важнейшим коммуникациям врага , в первую очередь по железной дороге в наиболее критический для противника момент . Удары эти планировались , согласовывались с нашим командыванием , входили в его расчеты в ходе наступательных операций . Используя разные возможности , партизанские диверсионные группы из месяца в месяц увеличивали число крушений воинских эшелонов противника . И гитлеровское командование вынуждено было принимать соответствующие меры . В одном из сообщений Совинформбюро , вышедшем в декабре 1941года была опубликована выдержка из приказа командующего 4-ой немецко- фашистской армией генерала фон Клюге , в котором говорилось: “ Всеми средствами следует препятствовать гражданским лицам двигаться по железнодорожным путям пешком или в вагонах . Всякий кто будет обнаружен на полотне железной дороги подлежит расстрелу на месте . Во всех этих случаях действовать беспощадно .”

Партизаны Смоленской области приняли активное участие в “ Рельсовой войне “ . Так , например , Глинковский полк 1 –ой партизанской дивизии с 23 февраля до середины июня 1942 года удерживал станцию Глинка . Движение поездов на значительном участке железной дороги между станциями Преднепровская – Спас – Деменск было прервано на 6 месяцев . Отдельный партизанский полк под командыванием В.В.Жабо , отряд “ Северный медведь “ и другие отряды Знаменского , Всходского и Семлевского районов занимали ж.д. станции Вертехово и Угра , взрывали мосты и тем самым парализовали работу железной дороги Вязьма – Киров на 3 месяца . В ночь на 5 ноября 1942года бригада имени Сергея Лазо совместно с отрядами 2-ой Клетнянской партизанской бригады под командыванием Т.М. Коротченко и Н.С. Шараева совершили налет на станцию Пригорье . В бою погибло 370 гитлеровцев . Уничтожено 2 воинских эшелона в которых находилось 17 самолетов , 40 бронетягочей , 4 вагона с военным снаряжением , 13 автомашин , взорвано вблизи станции 2 ж.д. моста .

Станция была выведена из строя на несколько дней . Небольшой партизанский отряд под командыванием Г.И. Черникова , действующий в Красненском районе с 17 июля по 18 августа 1942 года на железной дороге Орша –Кричев пустил под откос 3 воинских эшелона врага . При этом было разбито 3 паровоза и более 80 вагонов , в том числе 35 с танками . В ночь с 18 на 19 августа на железной дороге Смоленск – Орша , на перегоне между станциями Гусино – Катынь , партизаны подорвали и пустили под откос вражеский эшелон с живой силой двигавшийся в сторону Смоленска . Партизанский отряд под командыванием И.Р. Шлапакова из соединения “Бати” использовал малейшую возможность для организации крушения поездов врага .

П.А. Столыпин: ведущие посты. Министр внутренних дел
В 1906 г. после отставки С.Ю. Витте и его кабинета Столыпин был назначен министром внутренних дел и вскоре председателем Совета министров. Назначение П.А. Столыпина придворные круги встретили сдержанно. Несмотря на старинное дворянское происхождение, он был чужд высшей аристократии того времени. П.А. Столып ...

Лжедмитрий III
Весной 1611 года в Ивангороде появился еще одни человек, называвший себя царем Дмитрием. Его источники обычно именуют «вором Сидоркой», хотя по другим сведениям, это был московский дьякон Матвей из какой-то церкви за Яузой. Из Москвы этот «вор» сначала перебрался в Новгород, где на рынке попытался выдать се ...