“Рельсовая война” на территории смоленщины


История » Партизанское движение на территории Смоленской области » “Рельсовая война” на территории смоленщины

С осени 1942 года удары по путям сообщения и линиям связи противника становятся все более преобладающими в боевых действиях партизан .

В приказе народного комиссара обороны И. В . Сталина от 5 сентября 1942 года “ О задачах партизанского движения “ борьба на вражеских коммуникациях была названа первоочередной . Приказ требовал: “ В целях нарушения движения железной дороги и срыва регулярных перевозок в тылу врага , устраивать всеми способами железнодорожные катастрофы , подрывать ж.д. мосты , взрывать или сжигать станционные сооружения . При ж.д. крушениях уничтожать живую силу , технику , горючее , боеприпасы и прочие грузы , а так же уцелевшие паровозы и вагоны “ . Началась “ Рельсовая война .”

Под названием “ Рельсовая война “ в историю вошли координированные повсеместные операции , одновременные удары партизан по важнейшим коммуникациям врага , в первую очередь по железной дороге в наиболее критический для противника момент . Удары эти планировались , согласовывались с нашим командыванием , входили в его расчеты в ходе наступательных операций . Используя разные возможности , партизанские диверсионные группы из месяца в месяц увеличивали число крушений воинских эшелонов противника . И гитлеровское командование вынуждено было принимать соответствующие меры . В одном из сообщений Совинформбюро , вышедшем в декабре 1941года была опубликована выдержка из приказа командующего 4-ой немецко- фашистской армией генерала фон Клюге , в котором говорилось: “ Всеми средствами следует препятствовать гражданским лицам двигаться по железнодорожным путям пешком или в вагонах . Всякий кто будет обнаружен на полотне железной дороги подлежит расстрелу на месте . Во всех этих случаях действовать беспощадно .”

Партизаны Смоленской области приняли активное участие в “ Рельсовой войне “ . Так , например , Глинковский полк 1 –ой партизанской дивизии с 23 февраля до середины июня 1942 года удерживал станцию Глинка . Движение поездов на значительном участке железной дороги между станциями Преднепровская – Спас – Деменск было прервано на 6 месяцев . Отдельный партизанский полк под командыванием В.В.Жабо , отряд “ Северный медведь “ и другие отряды Знаменского , Всходского и Семлевского районов занимали ж.д. станции Вертехово и Угра , взрывали мосты и тем самым парализовали работу железной дороги Вязьма – Киров на 3 месяца . В ночь на 5 ноября 1942года бригада имени Сергея Лазо совместно с отрядами 2-ой Клетнянской партизанской бригады под командыванием Т.М. Коротченко и Н.С. Шараева совершили налет на станцию Пригорье . В бою погибло 370 гитлеровцев . Уничтожено 2 воинских эшелона в которых находилось 17 самолетов , 40 бронетягочей , 4 вагона с военным снаряжением , 13 автомашин , взорвано вблизи станции 2 ж.д. моста .

Станция была выведена из строя на несколько дней . Небольшой партизанский отряд под командыванием Г.И. Черникова , действующий в Красненском районе с 17 июля по 18 августа 1942 года на железной дороге Орша –Кричев пустил под откос 3 воинских эшелона врага . При этом было разбито 3 паровоза и более 80 вагонов , в том числе 35 с танками . В ночь с 18 на 19 августа на железной дороге Смоленск – Орша , на перегоне между станциями Гусино – Катынь , партизаны подорвали и пустили под откос вражеский эшелон с живой силой двигавшийся в сторону Смоленска . Партизанский отряд под командыванием И.Р. Шлапакова из соединения “Бати” использовал малейшую возможность для организации крушения поездов врага .

История промышленного переворота и индустриализации конца XVIII- XIX вв.
Содержание промышленного переворота Его источники, направления, последствия. Особенности в европейских странах, США и Японии. Сдвиги в структуре экономики и занятости населения. Развитие финансовой системы. Страны-лидеры и их экономическая роль в мире. Хозяйственное развитие России в 1830-1860 гг. Предпосы ...

Государственные преобразования в эпоху правления Петра I
Совершенно очевидно, что в России в годы царствования Петра произошел резкий экономический скачок. Промышленное строительство Петровской эпохи проходило невиданными темпами: за первую четверть XVIII в. возникло не менее 200 мануфактур вместо тех 15 - 20, которые существовали в конце XVII в. Характернейшая о ...