Масонство


По определению собственных уставов масонства франкмасонство есть учреждение глубоко филантропическое и прогрессивное. Оно ставит своею целью искание истины, изучение мировой морали и применение принципа солидарности. Франкмасонство работает над материальным и моральным прогрессом, над умственным и общественным совершенствованием человечества. Его принципы: взаимная терпимость, уважение своего и чужого достоинства, полная свобода совести. Франкмасонство, полагая, что метафизические понятия есть личное дело каждого, отказывается от деспотических утверждений. Его девиз: свобода, равенство и братство. Главнейшие средства, которые употребляет франкмасонский союз для достижения своей высокой цели, и в которых он поэтому видит путь, ведущий к развитию истинной гуманности - это работа над самим собой, благотворительность, сближение людей. Франкмасоны, будучи рассеяны по всему миру, составляют одну ложу франкмасонскую. Масонство едино и имеет одну цель. Брат Рагон, имеющий степень Кадоша, по этому поводу говорит: «Масонство не принадлежит ни к какой стране, его нельзя назвать ни французским, ни шотландским, ни - американским. Оно не может быть ни шведским в Стокгольме, ни прусским в Берлине, ни турецким в Константинополе, потому только, что оно там существует. Оно одно и всемирно. Оно имеет многие центры своей деятельности, но в то же время имеет один центр единства»2. «Мечтая о всесветном братстве, пишет Тира Соколовская, - масоны желают видеть свой орден распространенным по всей земле. Ложи - это мир»3. Согласно этим принципам основы устройства являются общими для всего братства Вольных Каменщиков, так как слово «франкмасон» по-русски значит «Вольный Каменщик».

Помещения, в которых собираются «братья каменщики», называются ложами. Обозначается ложа символом - продолговатым прямоугольником, а этим знаком, по объяснению масонов, обозначалась до Птолемея вселенная. Свою ложу масоны часто называют Соломоновым храмом, считая его идеалом всякого храма, ибо Соломон, воздвигая свой храм, это чудо по великолепию и красоте, предназначал его не только для последователей закона Моисея, но и для людей всякого вероисповедания, для всех, кто только пожелал бы посетить храм, чтобы послужить Богу. Вступать в Соломонов храм стремились те, которые почувствовали «духовный глад», которые, поняв, что их окружает слепая тьма, искали света. Каждой ложе присваивается особое название, в честь людей, отличившихся великими добродетелями, в память мифических божеств и в память особо чтимых масонами символов. Работами вольные каменщики называют совершение различных обрядов, как то: прием в орден и дальнейшие посвящения в более высокие степени, а также стремление к собственному просвещению и усовершенствованию. Конституцией называется учредительная грамота, которая выдаётся ложам от высшего правления. Во главе каждой ложи стоит управляющий мастер, Венерабль, Префект, Настоятель, Председатель; пособник управляющего называется Наместным Мастером. Остальные должностные лица в ложах: 1-й и 2-й Надзиратели, Секретарь или Хранитель печати, Вития или Ритор, Обрядоначальник, Приготовитель, Вводитель или Брат Ужаса, Казначей или Казнохранитель, Попечитель о Бедных, Милостыне-собиратель или Стюарт и помощники его - диаконы. При наличности многих лож, для большего единения и порядка ложи образуют единую Великую Ложу или Высшее Управление. Великие ложи заключают друг с другом конкордаты, то есть условия взаимоотношений: такой конкордат был даже напечатан в 1817 году при Александре I двумя великими ложами России.