Заключение


Противоречия во взглядах Новикова, особенно усилившиеся в последний период его жизни, явились причиной его душевной раздвоенности, отсутствием стройного мировоззрения. Свои сомнения он унес с собой в могилу. В этом была духовная трагедия Новикова.

Но, несмотря на все колебания и непоследовательность Новикова, на тяжелый груз масонский влияний, его яркие просветительские выступления в защиту народа, бескорыстное и самоотверженное служение делу просвещения, благородный патриотизм и освободительные стремления составляли главные черты его богато одаренной натуры, были главным делом его жизни. Все это намного перекрывало его идейные ошибки и заблуждения.

Преодолевая реакционно-мистические влияния масонства, он шел своим путем передового русского общественного деятеля и мыслителя, ищущего правды жизни и стремящегося быть полезным своему народу.

Отделить Н.И.Новикова - мистика и масона от Н.И.Новикова - просветителя трудно, да очевидно, и не нужно. Гораздо важнее здесь другое. Объективное содержание деятельности Н.И.Новикова и его кружка намного переросло первоначально отведенные им сравнительно узкие масонские рамки и немало способствовало росту общественного самосознания и пробуждению умственных интересов русских людей. В этом, собственно, и состоит историческое значение его деятельности.

Он был талантливым писателем-публицистом, выдающимся просветителем, замечательным деятелем освободительного движения в России. Просветитель всегда брал в нем верх. Об этом со всей убедительностью свидетельствуют его общественно-политические и исторические взгляды. Герцен, оценивая именно эту огромную по масштабу, разностороннюю и плодотворную, антикрепостническую по своему существу, деятельность в течение почти трех десятилетий, писал: «Новиков – один из тех великих людей в истории, которые делают чудеса на сцене, неизбежно остающиеся во мраке, - один из тех подпольных идейных руководителей, работа которых проявляется только к моменту огласки»[24].

[1] Новиков Н.И. Избранное. М.; Л., 1951.

[2] Барсков Я.Л. Переписка московских масонов XVIII века. М., 1915.

[3] Пыпин А.Н. Русское масонство XVIII-первой четверти XIX века. Пг., 1916.

[4] Семека А. «Русские розенкрейцеры и сочинения императрицы Екатерины II против масонства» // Журнал министерства народного просвещения. 1902. №2.

[5] Дербов Л.А. Общественно-политические и исторические взгляды Н.И. Новикова. Саратов, 1977.

[6] Макогоненко Г.П. Н.И. Новиков и русское просвещение XVIII века. М., 1951.

[7] Макогоненко Г.П. Н.И. Новиков и русское просвещение XVIII века. М., 1951. С. 32.

[8] Дербов Л.А. Общественно-политические взгляды Н.И. Новикова. Саратов, 1977. С. 147.

[9] Барсков Я.Л. Переписка московских масонов XVII века. М., 1915. С. 14.

[10] Там же.

[11] Дербов Л.А. Общественно-политические взгляды Н.И. Новикова. Саратов, 1977. С. 139

[12] Семека А. «Русские розенкрейцеры и сочинения императрицы Екатерины II против масонства» // Журнал министерства народного просвещения. 1902. №2. С. 349.

[13] Семека А. «Русские розенкрейцеры и сочинения императрицы Екатерины II против масонства» // Журнал министерства народного просвещения. 1902. №2. С. 345.

[14] Макогоненко Г.П. Н.И. Новиков и русское Просвещение XVIII века. М.;Л., 1951. С.198-199.

[15] Пыпин А.Н. Русское масонство XVIII-первой четверти XIX века. Пг., 1916. С. 173.

[16] Дербов Л.А. Общественно-политические и исторические взгляды Н.И. Новикова. Саратов, 1977. С. 157.

[17] Там же. С. 158.

[18] Барсков Я.Л. Переписка московских масонов XVII века. М., 1915. С. 16.

[19] Макогоненко Г.П. Н.И. Новиков и русское Просвещение XVIII века. М.;Л., 1951. С. 360.

[20] Там же. С. 17.

[21] Дербов Л.А. Общественно-политические и исторические взгляды Н.И. Новикова. Саратов, 1977. С. 93.

[22] Там же. С. 164.

[23] Семека А. «Русские розенкрейцеры и сочинения императрицы Екатерины II против масонства» // Журнал министерства народного просвещения. 1902. №2. С. 395.

[24] Дербов Л.А. Общественно-политические и исторические взгляды Н.И. Новикова. Саратов, 1977. С. 142.

Ахиллес
На Троянской войне, в историчность которой ученые сравнительно недавно – в XIX веке - поверили, благодаря открытию Генриха Шлимана – героев было немало. Даже больше – их было огромное множество со стороны и ахейцев, и троянцев. Но почему же именно Ахиллес стал главным героем, имя которого мы и поныне, не за ...

Заключение.
Последствия гонений и развала духовности у российского народа, привело к тяжёлыми последствиям. Особо явно это можно было увидеть в начале 90-х годов. Люди не имея чёткого духовного ориентира, готовы были верить чему угодно. Достаточно вспомнить коллективные сеансы , который проводили экстрасенсы, гипнотизе ...