Степан Тимофеевич Разин


Разин, Степан Тимофеевич (около 1630-1671) — предводитель Крестьянской войны 1670-1671, вождь крупного протестного движения крестьян, холопов, казаков и городских низов 17в.

Родился около 1630 в станице Зимовейская на Дону (или в Черкасске) в семье зажиточного казака Тимофея Разина, вероятно, средний сын из трех (Иван, Степан, Фрол). Первый документ о нем — его просьба об отпуске для поездки в Соловецкий монастырь 1652.

В 1658 был в числе черкасских казаков, направленных в Москву в Посольский приказ. В 1661 вместе с атаманом Ф. Буданом вел переговоры с калмыками о заключении мира и совместных действиях против татар. В 1662 стал атаманом, в 1662-1663 его казаки ходили против турок и крымчан, участвовали в битве при Молочных Водах на Крымском перешейке. Вернулся на Дон с богатыми трофеями и пленными.

В 1665 воевода и кн. Ю.А.Долгоруков повесил старшего брата Разина Ивана за самовольный уход с казаками на Дон во время русско-польской войны. Степан решил не только отомстить за брата, но и наказать бояр и знать. Собрав "ватагу" в 600 чел., отправился весной 1667 от Зимовейского городка под Царицыном вверх по Дону, по пути грабя казенные струги с товарами и дома богатых казаков. Предприятие именовалось "поход за зипунами" и было нарушением данного донскими казаками московским властям обещания "отстать от воровства". "Ватага" быстро выросла до 2 тыс. чел. на 30 стругах. Хитростью захватив Яик, Разин казнил 170 чел., видевших в его войске "воровское полчище" и пополнил "ватагу" сочувствующими из местного населения.

Заложив стан между реками Тишини и Иловни, реорганизовал "войско", придав ему черты регулярного, разделенного на сотни и десятки во главе с сотниками и десятниками. Всех, кто встречался его "ватаге" и не хотел идти с нею, распоряжался "жечь огнем и заколачивать до смерти". Несмотря на жестокость, остался в народной памяти щедрым, приветливым, оделявшим бедных и голодных. Его считали колдуном, верили в его силу и счастье, именовали "батюшкой".

В 1667-1669 Разин совершил персидский поход, разбив флот иранского шаха и обретя опыт "казацкой войны" (засады, налеты, обходные маневры). Казаки сжигали села и деревни дагестанских татар, убивали жителей, разоряли имущество. Взяв Баку, Дербент. Решет, Фарабат, Астрабат, Разин набрал пленных, среди них оказалась дочь Менеды-хана. Ее он сделал наложницей, затем расправился с ней, доказывая атаманскую удаль. Этот факт попал в текст народной песни о Стеньке Разине, но уже в то время повсюду расходились легенды о "заговорённом от пули и сабли" разорителе чужого добра, о его силе, ловкости и удаче.

В августе-сентябре 1669, вернувшись на Дон, построил себе крепость на острове — городок Кагальник. На нем разинская "ватага" и он сам раздавала добытые военные трофеи, зовя в казачье войско, маня богатством и удалью. Попытка московского правительства наказать строптивцев, прекратив подвоз хлеба на Дон, лишь добавила Разину сторонников.

Нужно отдать должное С.Т. Разину, по сей день помнят о нем, о его заслугах перед народом. Степан Тимофеевич Разин «сложил . голову в борьбе за свободу»— писал В. И. Ленин. Народ не забыл своего великого сына. На скорбную весть о гибели своего заступника он отозвался множеством песен и сказов. В простых и искренних словах оплакивала смерть любимого атамана казачья «голытьба».

Степан Разин — один из первых героев классовой и революционной борьбы, увековеченных в советском монументальном искусстве, и эта первоочередность — дань уважения и благодарности народной власти предводителю Крестьянской войны, короткая и бурная жизнь которого была отдана борьбе за лучшую долю для всех угнетенных. В лице Разина победивший пролетариат воздвигал памятник всем тем, у кого принял эстафету борьбы за народное счастье, за социальную справедливость.

По сей день молва о Стеньке Разине не утихла. Личность его увековечена в картинах, гравюрах, песнях, сказаниях. Сколько улиц названы его именем, деревни. Нет конца книгам и статьям, написанным о нем и о восстании под его предводительством.

 Хозяйственные формы и отраслевая структура экономики древнего мира. Общая характеристика эпохи
Первый этап в развитии общества – эпоха древнего мира, продолжался с 40 тыс. лет до н.э. до V в. н.э. (от времени отступления ледника до падения Рима (476г.) Его главным содержанием является возникновение древнейших форм производства и элементарных связей в структуре экономики. · Организационно – экономиче ...

Историки о французских городах. Взлёт деревень – подъем городов.
Ф. Бродель «Что такое Франция? Люди и вещи». Европа, которая очерчивает свои границы, которая обретает свое лицо, -плод распашки новых земель, полеводства и скотоводства. Она выходит из лона атери-земли, которую пашут, мотыжат, боронят, вырывают у враждебной природы, отвоёвывают у враждебной природы, отвоё ...