Босния и Герцеговина в 1878-1914 гг.
Страница 1


Согласно условиям Берлинского трактата (1878 г.) Босния и Герцеговина были оккупированы войсками Австро-Венгрии. Оккупационный режим продолжался до 1908 г., после чего провинция была окончательно присоединена (аннексирована) к империи Габсбургов.

За период тридцатилетней оккупации австро-венгерским властям удалось интегрировать провинцию в экономическую и политическую структуру империи, провести ряд существенных экономических и культурных преобразований в сторону модернизации края. Босния и Герцеговина в политике Вены представляли важный сырьевой и стратегический объект. В планах экономического и политического усиления влияния империи Габсбургов на Балканах Босния и Герцеговина играли роль форпоста. Через эту территорию должны были пройти и важные железнодорожные пути в направлении Стамбула и Салоник. Вместе с тем, несмотря на присутствие оккупационных войск, австро-венгерские власти не могли быть уверенными в стабильности политического положения в Боснии и Герцеговине, понимая какую серьезную угрозу, представляли собой как внутренние сепаратистские тенденции в крае, так и претензии на эти территории со стороны соседних Сербии и Черногории. Управление краем строилось с учетом этих факторов.

Формально Босния и Герцеговина продолжали подчиняться султану Османской империи, но на деле они перешли под управление министерства финансов общеимперского правительства Австро-Венгрии. С 1883 по 1903 управителем Боснии и Герцеговины являлся австро-венгерский министр финансов Бенджамин Калай. Еще по прежней своей дипломатической работе на Балканах он хорошо представлял ситуацию в крае и разработал план преобразований в Боснии и Герцеговине и их интеграции в общеимперскую структуру.

В 1882 гг. в Боснии и Герцеговине поднялась волна вооруженного сопротивления австрийской оккупации, связанного с объявлением мобилизации в крае. В волнениях приняли участие, как христиане, так и мусульмане. Австро-венгерское правительство с помощью войск подавило восстание. Проанализировав ситуацию и учтя приобретенный опыт, Бенджамин Калай в своей политике сделал ставку на национальное и конфессиональное разъединение жителей края. Прежде всего, проводилась политика поддержки мусульманской знати - беговата, сохранившего свою земельную собственность и привилегии. Затем была проведена политика депортации сербского православного населения края, которое было расселено чересполосно с мусульманами и католиками. На границах с сербским княжеством были поселены колонисты-католики из Тироля и Галиции. Эти меры должны были противодействовать ирредентистским планам сербского населения края.

Особый контроль был установлен за деятельностью православных священников. Был взят курс на ликвидацию церковно-приходских школ и общую секуляризацию начального образования. После заключения конкордата с Константинопольской патриархией в марте 1880 г., император получил право назначать православных митрополитов в крае. В ответ на эти меры в 90-е годы Х1Х в. развернулась борьба православных жителей провинции за признание церковно-школьной автономии и за право обучения детей в церковно-приходских школах на кириллице. Этого удалось добиться лишь в 1905 г.

Австро-венгерские власти старались дистанцировать мусульманское население края от влияния Османской империи. С этой целью император Франц-Иосиф назначил своего ставленника Мустафу Омеровича - главой мусульманского духовенства Боснии и Герцеговины (реис-уль-илемом). Все религиозные мусульманские институты в крае были сохранены. В 1909 г. мусульманам удалось получить церковно-школьную автономию.

Свои позиции в Боснии и Герцеговине, где католики составляли меньшинство, католическая церковь укрепляла благодаря государственной поддержке сараевского епископа Иосипа Штадлера (1843-1928гг.). Неутомимая деятельность последнего привела к полному переходу на латиницу во всех изданиях на сербскохорватском языке в крае, росту числа католических школ, усилению католического прозелитизма. Штадлер и католические священники стояли на позициях верности австро-венгерскому центру, и вместе с тем способствовали формированию хорватского национального самосознания среди католиков Боснии и Герцеговины.

Этно-конфессиональная картина края оставалась пестрой, но при этом в связи с политикой колонизации число католиков возрастало, а из-за начавшейся эмиграции мусульман в Турцию их число снижалось. Согласно переписи 1886 г. в Боснии и Герцеговине проживало: 1.336.091 чел. Из них православных - 571.250, мусульман 492.710, католиков 265.788, иудеев - 5.805, других вероисповеданий 538. Переселение в Турцию в 90-е годы Х1Х принимает массовый характер, поскольку неурожаи, налоговый гнет, а главное введение воинской повинности заставляли мусульман покидать край. На чиновничьи места в аппарат австро-венгерской администрации присылались представители славянского католического населения империи, хорошо знающие немецкий язык - чехи, словенцы, поляки. К началу ХХ века число чиновников - уроженцев Боснии и Герцеговины составляло всего 26%, из них сербских - З% и мусульман - 5%. Попытки властей внедрить концепцию единой «боснийской народности» не удались, население отказывалось от подобной унификации.

Страницы: 1 2 3

Экономика застоя
В начале 70-х гг. нарастание кризиса различных сторон советского общества приняло характер постоянно усиливающегося процесса. Все больше советская экономика отставала от экономики развитых стран по техническому и технологическому уровню, показателям эффективности, структурным характеристикам. Стали падать т ...

II
История масонства в России – это история его преступлений против России. Трудно назвать крупное историческое событие в нашей стране начиная с середины XVIII века и до сегодняшних дней, где так или иначе не проявлялось бы преступное участие вольных каменщиков. Масонство как тайное антимонархическое общество ...