Попытки реформирования командно-административной системы в 50-60-е гг.
Страница 2


История » История экономики » Попытки реформирования командно-административной системы в 50-60-е гг.

Особое место среди преобразований, проведенных в этот период, занимает реформа 1957 г. (табл. 18).

таблица 18

Особенности перестройки системы управления по реформе 1957 г.

Причины проведения реформы

· Необходимость в оперативном управлении народным хозяйством

· бюрократизация управленческого аппарата

· снижение прироста рабочей силы

· нерешённость социальных и экологических проблем

· изменение социально-политической ситуации в стране

Содержание

реформы

· Упразднение отраслевых союзных министерств

· создание территориальных советов народного хозяйства (совнархозов)

· уменьшение численности управленческого аппарата

· создание 105 экономических административных районов

· переход на двухзвенную форму подчинения предприятий

· попытка децентрализации управления и комплексного решения проблем оперативного управления

Результаты

· Углубление территориального разделения труда

· рост местной бюрократии и развитие местничества

· двоевластие местных Советов и совнархозов

Опыт реформы 1957 г. свидетельствует, что для обеспечения результативности преобразований необходима четкая взаимосвязь между всеми важнейшими составными элементами хозяйственного механизма – плановым управлением, организационной структурой управления, рычагами и стимулами. Попытка изменения командно-административной системы управления в 1957 г. оказалась неудачной прежде всего потому, что основное внимание было уделено только организационной структуре управления. Резкий переход к управлению по территориальному принципу существенно осложнил проведение научно-технической политики, привел к разрыву между отраслевым и территориальным разделением труда, в результате чего нарушились сложившиеся межрайонные отраслевые связи, усилились элементы автаркии.

В результате всех “экспериментов” экономическое положение внутри страны на рубеже 50-60-х гг. оставалось достаточно напряженным. В 1958 г. было принято решение приостановить на 20 лет выплату денег по государственным займам, поскольку средств у государства на это не было. Одновременно произошла отмена обязательной подписки на государственные займы. Стала более заметной инфляция. Назрела необходимость проведения новой денежной реформы. Рядом молодых экономистов был подготовлен ее проект, который имел в своей основе учет соотношения спроса и предложения при определении цен, их оперативное изменение торгующими организациями, а также приведение денежной массы в соответствие с товарной. Но широко задуманная денежная реформа не была поддержана изменениями в финансовой системе и порядке ценообразования и потерпела провал, т.к. свелась лишь к замене денежных знаков и установлению нового курса рубля. С 1 января 1961 г. в оборот вводились новые купюры достоинством в 1, 3, 5, 10, 25, 50 и 100 рублей, а также монеты достоинством в 1, 2, 3, 5, 10, 20, 50 коп. и 1 рубль. Был произведен обмен старых денег в пропорции 10:1, в этой же пропорции производился перерасчет вкладов, заработной платы, государственного долга и устанавливаемого государством паритета рубля в соотношении с иностранными валютами. Однако сразу же вслед за денежной реформой началось падение курса рубля. Это было связано с нарушением баланса между товарной и денежной массой в обстановке сохранившейся старой системы финансирования и дотаций.

Характерные черты финансово-кредитной системы СССР:

* сосредоточение в бюджете подавляющей части прибыли;

* отсутствие твёрдых критериев перераспределения прибыли;

* перераспределение прибыли и оборотных средств между предприятиями, министерствами и ведомствами;

* централизация основной части амортизации (за исключением амортизации на капитальный ремонт);

* установление “сверху” норматива оборотных средств;

* постоянной замораживание собственных оборотных средств и их восполнение за счёт кредита.

Наиболее серьезным было положение в сельском хозяйстве. Переданные ему миллиарды новых рублей способствовали росту денежных доходов населения, но не привели к увеличению сельскохозяйственного производства и снижению производственных издержек. Более того, убыточными стали не только отдельные предприятия, но и целые отрасли. В связи с этим в 1962 году закупочные цены на мясо были подняты на 35 %, а розничные – на 30 %. В 1963 г. было принято решение поднять цены на уголь на 37 %, на нефтепродукты – на 5 %, на пиломатериалы – на 13 %. Так был дан новый импульс развязыванию инфляции: новые цены на сельхозпродукцию и топливо автоматически вели к нерентабельности легкой промышленности. Поэтому в январе 1964 г. были пересмотрены цены и на легкую промышленность. Эти решения вызвали недовольство и привели к стихийным выступлениям рабочих, самое крупное из которых было в Новочеркасске. Становилось ясно, что дальнейшее развитие народного хозяйства требует радикальных перемен в системе управления экономикой. В сентябре 1965 г. на Пленуме ЦК КПСС было принято постановление "Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства", в соответствии с которым в стране началась экономическая реформа (табл. 19).

Страницы: 1 2 3

Русь до принятия христианства
Территория будущего Древнерусского государства была заселена племенами, относящимися к восточной ветви славянства. 14 племен упомянутых в летописи Нестора Летописца к IX веку объединились в два суперсоюза: Северный, в котором главенствовали славяне, с центром в Новгороде и Южный, в котором главенствовали по ...

Кооперированный и некооперированный крестьянин
Крестьянин-общинник зависел от общества во всем. И прежде всего его зависимость проявлялась в производстве. В обществе издавна был установлен порядок: начинать работать вместе и одновременно, т.е. пахать, возить навоз, сеять, косить, жать. В этом было не только следование устоявшимся обычаям и порядкам, но ...