Попытки реформирования командно-административной системы в
50-60-е гг.Страница 3
таблица 19
Сущность и важнейшие мероприятия реформы 1965 г.
Направление реформы |
Реализация |
1. Изменение Wolf Bay Area Repair Service системы управления экономикой |
· Восстановление отраслевой системы управления · создание системы производственных объединений · усиление внимания к стандартизации продукции и информационному обслуживанию; усиление централизации в области финансов |
2. Изменение системы планирования |
· Превращение пятилетнего плана в основную форму планирования развития народного хозяйства · изменение системы плановых показателей · реформа цен 1967 г. – пересмотр оптовых цен на промышленную продукцию; * увеличение финансовой самостоятельности предприятий * введение новой системы планирования производства и заготовок сельхозпродукции * введение повышенных цен на сверхплановую продукцию сельского хозяйства (1968) * введение принципов хозрасчёта на предприятиях и в организациях * создание системы научно-производственных объединений |
3. Усиление экономического стимулирования |
* Создание на предприятиях за счёт прибыли фондов материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, развития производства и др. |
4. Управление НТП |
* Концентрация подетальных и технологически специализированных предприятий в хозрасчётных комплексах |
Таким образом, реформой 1965 г. намечались меры, которые должны были значительно повысить эффективность общественного производства. Осуществление ее явно улучшило положение в экономике. В послевоенные годы наиболее результативной оказалась именно восьмая пятилетка (1965 – 1970 гг.): валовой общественный продукт увеличился на 43 %, произведенный национальный доход – на 45 %, продукция промышленности – на 50 %, сельского хозяйства – на 23 %, производительность общественного труда – на 39 %, реальные доходы на душу населения – на 33 %. Происходившее три пятилетки снижение темпов роста общественного производства было приостановлено, темпы возросли. Однако в целом реформа не дала ожидаемых результатов. Уже в конце 60-начале 70-х гг. позитивный потенциал хозяйственной реформы стал исчерпываться, народное хозяйство возвращалось к традиционным источникам экономического роста за счет топливно-энергетичес-кого и военно-промышленного комплексов. Безуспешными оказались попытки внедрения в массовое производство наукоемких технологий (радиоэлектроники, информатики, вычислительной техники, биотехнологии и др.). Структура советской экономики приобретала все более нерациональный, однобокий характер с уклоном в тяжелую индустрию и с минимальным выходом на непосредственные потребности людей.
Причины функционирования механизма торможения:
1) невосприимчивость производства к НТП;
2) низкий спрос на инновации;
3) принудительный характер нововведений;
4) чрезмерная инвестиционная активность государства;
5) действие системы компенсаций;
6) игнорирование цикличности развития при планировании;
7) избыточная милитаризация экономики.
Особое значение для сворачивания реформы имела внешнеполитическая обстановка, а именно условия "холодной войны". СЭВ действовал в рамках "автаркического регионализма" и оставался в стороне от развертывающихся мирохозяйственных процессов. В нем безраздельно господствовала воля высшего партийно-полити-ческого руководства СССР, нацеленная на обеспечение закрытости экономик стран-участниц. Они были вынуждены привязывать свое народное хозяйство к Советскому Союзу, обладавшему необходимыми ресурсами и гарантированным рынком. Однако еще в 1970 г. внешнеторговый оборот нашей страны составлял всего около 8 % по отношению к национальному доходу, или порядка 4 % ВНП, если исчислять последний по западной методике (в США в том же году сумма экспорта и импорта превысила 8 % ВНП, в Японии составила 18 %, во Франции – 26 %, в Англии – 32 %, в ФРГ – 38 %). Такая псевдоинтеграция привела к закреплению во всех социалистических странах структуры экономики с гипертрофированным удельным весом базовых отраслей и с ресурсопожирающей технологией, с неоправданным параллелизмом, то есть неспособной обеспечить эффективность производства и потребление национального дохода.
Основы функционирования Президиума Верховного Совета СССР
Президиум Верховного Совета СССР представлял собой постоянно действующий орган Верховного Совета, подотчетный Верховному Совету во всей своей деятельности и осуществлявший своё функционирование в пределах, установленных Конституцией СССР, функций высшего органа государственной власти в период между его сесс ...
Турция и Евросоюз
C 3 октября 2005 г. Турция ведёт с Евросоюзом переговоры о вступлении в это политико-экономическое образование[4].
Сегодня уже очевидно, что вступление в ЕС для Турции не самоцель. Для турок гораздо важнее то, что в процессе приготовления к вступлению Евросоюз сыграет роль внешнего гаранта, который в перио ...