«Режим личной власти»
Страница 1


Принятие Конституции повлекло за собой серию выборов, необходимых для формирования высших государственных учреждений.

В ноябре 1958 г. состоялись выборы в Национальное собрание Пятой республики. Они проводились по новому избирательному закону, который восстановил существовавшую при Третьей республике мажоритарную систему голосования в два тура.

Отличительной чертой выборов 1958 г. стала поддержка правительства де Голля всеми главными партиями, за исключением компартии. Кроме коммунистов, против правительства выступали только Автономная социалистическая партия и пужадисты, причем ни те, ни другие не хотели сотрудничать с компартией[55].

Результаты выборов показали, что в стране произошли глубокие изменения. Ведущей политической силой стали голлисты, поддержанные «независимыми».

В декабре 1958 г. состоялись выборы президента Республики. Победу одержал де Голль, которому только что исполнилось 68 лет. Он назначил премьер-министром одного из руководителей ЮНР (Союз в за щиту новой Республики), Мишеля Дебре. В правительство вошли «независимые», члены МРП и один радикал, но преобладали в нем члены ЮНР. Теперь в руках голлистов оказались все высшие органы власти: пост президента, правительство, Национальное собрание. Им не удалось овладеть лишь Сенатом. На выборах, проходивших в апреле 1959 г., сенаторами были избраны несколько коммунистов во главе с Ж. Дюкло, Ф. Миттеран, некоторые социалисты и радикалы. Большинство в Сенате составили центристские группировки.

Одной из особенностей правительства де Голля — Дебре было прямое участие в нем представителей крупного капитала. Почти все министры имели деловые или семейные связи с банками или промышленными группами. Премьер-министр Дебре являлся членом правления нескольких крупных фирм и был близок к семье де Ванделей. Министр иностранных дел М. Кув де Мюрвиль состоял в правлении банка «Парижский союз — Мирабо», министром финансов был управляющий Французским банком В. Баумгартнер, а затем — В. Жискар д'Эстен, женатый на внучке Шнейдера и через отца связанный с Индокитайским банком. Начальником личного секретариата де Голля стал Ж. Помпиду, в прошлом — генеральный директор банка Ротшильда[56].

Общее руководство деятельностью правительства осуществлял президент. Военная и внешняя политика, а также политика в Алжире были официально объявлены «резервированным сектором», которым де Голль руководил лично. На заседаниях правительства министры не голосовали, а лишь высказывали свое мнение. Все основные решения принимал президент, и порой даже члены правительства узнавали о них из газет. Нестабильность правительств осталась в прошлом. Правительство Дебре управляло страной более трех лет, сменившее его правительство Помпиду — более шести лет (абсолютный рекорд для Франции XX в.). Противники де Голля обвиняли его в стремлении к личной диктатуре и называли созданную им систему правления «режимом личной власти».

Главной целью своей деятельности де Голль считал восстановление величия Франции, ликвидацию ее зависимости от «старших партнеров» по Североатлантическому пакту — США и Англии.

Основными задачами внутренней политики де Голль считал укрепление государственной власти, повышение экономической эффективности французской промышленности и ее модернизацию. Особо важное значение он придавал государственным планам, выполнение которых называл «пламенным долгом» французов. Целая система государственных кредитов, субсидий и других финансово-экономических мер, намеченных в Третьем (1958—1961) и Четвертом (1962—1965) планах экономического и социального развития, способствовала ускоренному развитию ведущих отраслей промышленности. Закон об ориентации сельского хозяйства 1960 г. предусматривал предоставление правительственных субсидий «жизнеспособным» (т. е. рентабельным) хозяйствам.

Страницы: 1 2

Парламентская деятельность кадетов
Кадеты рассчитывали стать парламентской партией. Проблема заключалась в том, что в России не было парламента. Только в августе 1905 г. было объявлено о созыве законосовещательной, так называемой Булыгинской думы, которая Манифестом 17 октября 1905 г. была превращена в законодательную. Кадеты принимали актив ...

Обстоятельства создания
Итак, начало переписки относится в 1916 году. Об обстоятельствах создания этой переписки, мы знаем в основном по воспоминаниям Анны Тимеревой. Первое письмо от него она получила в 1916 году, через две недели после начала его командировки в Севастополе (а Анна Тимерева, напомним, находилась в это время в Гел ...