Влияние идей просветителей на мировоззрение декабристов
Страница 1


История » Мировоззрение декабристов » Влияние идей просветителей на мировоззрение декабристов

Движение декабристов, порожденное, прежде всего, объективными потребностями развития России, находилось в тесной связи с общим ходом исторического процесса XVIII-XIX вв. Большое значение не только для идеологической подготовки Великой Французской революции, но и для развития общественного сознания в других странах имела, как известно, деятельность выдающихся французских просветителей XVIII в. Влияние их произведений на умы оказалось длительным, и сохранялось оно не одно поколение: "Имена знаменитых французских публицистов были в России так же популярны, как и у себя на родине", - писал декабрист Н.И. Тургенев. Французские просветители, по его словам, "как будто предприняли политическое воспитание европейского континента"

В XVIII в. интерес в России к идеям западноевропейской просветительской философии был велик. Теории общественного договора, естественного права, равенства всех перед законом, суверенитета народа, вера в силу общественного мнения, в право каждого человека на свободу проникали в общественное сознание русских людей.

Распространению трудов просветителей в России в начале XIX в. способствовало ослабление цензуры в первые годы царствования Александра I. В это время печатались переводы сочинений Руссо, Монтескье, Вольтера, А. Смита, Беккария. Труды этих авторов можно было приобрести и в оригиналах, поступавших в Россию разными путями.

Будущие декабристы и их единомышленники увлеченно читали труды западноевропейских просветителей. Эти работы не трудно было найти в библиотеках членов тайных обществ, во многих случаях унаследованных от родителей. Таковы библиотеки П.И. Пестеля, Никиты Муравьева, Ф.П. Шаховского, Н.И. Тургенева, братьев Бестужевых и других.

Формированию вольномыслия Пестеля в молодые годы способствовало чтение французских книг из богатой библиотеки его родителей. В коллекции этой библиотеки можно было найти "Энциклопедии" Дидро и Д'Аламбера а так же многотомные сочинения Руссо, Монтескье, Мармонтеля и других западноевропейских просветителей. Пестель внушал товарищам мысль о необходимости чтения Вольтера и Гельвеция, "рассуждающих о возвышенных обязанностях человека-гражданина", подчеркивал, что без их понятий нельзя быть полезным "ни себе, ни обществу, ни отечеству".

Узнать о том, насколько сильно влияла такого рода литература на идеи декабристов, стало возможно из показаний, данных членами общества. На следствии в 1826 г. почти каждому из них задавался традиционный вопрос: "С которого времени и откуда заимствовали вы свободный образ мыслей, то есть от сообщества ли или внушений других или от чтения книг или сочинений в рукописях и каких именно?". Большинство декабристов в числе разных факторов отмечали влияние произведений французских публицистов. "Чтение некоторых французских сочинителей нечувствительно разливало во мне яд вольномыслия", - писал Ф.Ф. Вадковский. "Все, что касается до составления и управления общества вообще, все это я пожирал с умом жадным и любопытным", - замечал А.В. Поджио.

Чаще же в следственных делах встречаются указания на конкретных авторов и их труды. Круг мыслителей, объединенных Дидро вокруг издания "Энциклопедии", был особенно близок декабристам. Увлекался чтением Вольтера, Руссо, энциклопедистов А.П. Беляев. Особенно подействовала на него статья Вольтера о фанатизме. А.М. Муравьев, по его словам, был "прельщен", читая Руссо, Вольтера, Монтескье. Н.П.Репин с юности был знаком с трудами французских мыслителей с лёгкой руки своего дяди, адмирала Карцева – вольтерианца.

Страницы: 1 2 3

Пятая республика – голлистский и постголлистский режимы. Конституция 1958г
Конституция - основной закон страны. Она содержит в себе все основные правила и принципы устройства государства и его работы. По Конституции государства можно судить о степени его правового развития и о его приверженности принципам демократии. Проект новой конституции был закончен в рекордно короткие сроки ...

Поход на Константинополь в 860 г. И «дипломатическое признание» древней Руси.
В 860 г. в Восточной Европе произошло событие, взбудоражившее современников от Константинополя до Рима и оставившее заметный след в византийских хрониках, церковных источниках, правительственной переписке. Позднее оно отразилось и в «Повести временных лет». Ранним утром 18 июня 860 г. Константинополь неожи ...