Влияние идей просветителей на мировоззрение декабристов
Страница 2


История » Мировоззрение декабристов » Влияние идей просветителей на мировоззрение декабристов

Высокую оценку деятельности просветителей оставил А.А. Бестужев. "Вольтер с дружиною энциклопедистов, - отмечал писатель-декабрист, - был трибуном своего века, представителем своего народа".

Именно благодаря влиянию западноевропейской просветительской литературе конституционные проекты первых русских революционеров впитали лучшие достижения передовой для того времени буржуазной философской мысли, ее антифеодальную, антимонархическую направленность. Идея торжества разума, примата закона, народного суверенитета, ненависть к деспотизму пропитывают конституцию Никиты Муравьева и "Русскую правду" Пестеля. Особенно большое воздействие на политические взгляды Пестеля и Никиты Муравьева, как и на воззрения некоторых других декабристов, оказали произведения Монтескье. Обоснованный им буржуазный принцип разделения властей, а также созданная им схема форм правления (республика, монархия, деспотия) были использованы в политических проектах, вышедших из-под пера декабристов. В.Ф. Раевский обратил особое внимание на критику деспотизма в произведении Монтескье "О духе законов", выделив авторский парадокс: "Все люди равны в республиканском правлении; они все равны и в деспотическом правлении; в первом - оттого, что они составляют все, во втором - оттого, что они ничего не значат".

Важно отметить, что труды просветителей закладывали фундамент исключительно для разработки конкретных документов, сама же идея восстания не была перенята от революционеров зарубежья. Она была вызвана исключительно ненавистью к текущему строю в России, который отчетливее проявлялся при сравнении с устройством западноевропейских государств.

Программа декабристов формировались в нелёгком поиске истин, способных лечь в основу единого политического, государственного и религиозного миросозерцания.

Что касается идей религиозных, они тоже были во многом переняты у просветителей. Это были в основном атеистические воззрения просветителей. В этом направлении декабристами рассматривались труды Гольбеха, в частности "Система природы", называемая "библией материализма". Я не считаю, что идеи эти не были полезны для русского общества, так как отвергали и ипостасную Троицу, и религию вовсе, а церковные обряды находили ничем иным как застоявшимися суевериями. Всё это невозможно для ортодоксального общества.

Тем не менее, декабристы в большинстве охотно принимали учения Гольбеха и Кондильяка. Декабрист Крюков писал: "Надежда на будущую жизнь отвращает от просвещения, питает эгоизм, способствует угнетению и мешает людям видеть, что счастье может обитать на земле". Он считает также, что рабство и невежество поддерживаются религиозными предрассудками. Однако Крюков сам же оспаривает себя, говоря о том, что идеи человеколюбия, лишённые религиозной основы превратили его идеи в вольнодумие, но не более того. А значит нельзя отрицать, что ни одна идея человеколюбия не может существовать без опоры на религию.

К большому сожалению, искренние метания души, переживания и муки поиска истины мы наблюдаем далеко не у всех декабристов. Некоторые из них с лёгкостью принимали любые новые идеи и не стремились обдумывать их так же подробно и тщательно, как занимался этим Крюков. Такие люди попали в общество декабристов едва ли не случайно, увлекшись захватывающими планами, идеей головокружительного свершения, одним словом – романтизировали происходящее.

Страницы: 1 2 3

Церковная реформа
Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа Петра. Во второй половине XVII в. позиции Русской православной церкви были весьма прочными, она сохраняла административную, финансовую и судебную автономию по отношению к царской власти. Последние патриархи Иоаким (1675-1690 гг.) и Адриан (1690- ...

Социальная стратификация китайского общества.
Социальная структура цинского общества претерпела, соб­ственно говоря, незначительные изменения по сравнению с мин­ским периодом. Тем не менее, некоторые отличия существовали. В цинском Китае появилась новая привилегированная часть насе­ления, состоявшая из завоевателей-маньчжуров. Они составляли замкнутую ...