Влияние масонства на мировоззрение декабристов
Страница 1


История » Мировоззрение декабристов » Влияние масонства на мировоззрение декабристов

Разумеется, главным девизом декабристов можно считать ключевые слова Великой Французской Революции: "Свобода.Равенство.Братство.", а значит нельзя не сказать о влиянии масонства на идеи декабристов

В Россию масонство проникло в 1730-х годах. Первый из орденов английского масонства был основан в Санкт-Петербурге. В него вошли граф Р.Л. Воронцов, назначенный гроссмейстером, князь С.Ф. Апраксин, историк И.Н. Болтин и др. Провинциальным великим мастером "для всей России" был назначен капитан Джон Филлипс. В целом в этот период (1730—1762 годы) масонство в России представляло собой лишь модное заимствование с Запада, но уже в 1762—1781 годы оно начинает принимать специфические национальные черты и становится русским масонством в собственном смысле слова. В его рамках развиваются этико-философские и религиозно-мистические идеи, вера в которые дополняется рационализмом отвлеченного мышления. Приход военной интеллигенции (в лице декабристов) к масонству в целом можно связать с зарождением политического либерализма в среде молодого поколения дворянской интеллигенции и ее желанием вступить на путь борьбы с несправедливым общественным строем. Жесткая цензура не оставляла возможности открытых выступлений в печати, да если бы таковая и была, этого было бы явно недостаточно. Поэтому будущие декабристы обращались к созданию тайных обществ, одной из распространенных и устоявшихся форм которых были масонские организации.Усилили влияние масонов события Отечественной войны 1812 года и Заграничного похода русской армии 1813-1814 гг. Длительное пребывание русских офицеров на территории западноевропейских государств, прежде всего Германии и Франции, привело к тому, что либеральные идеи, широко укоренившиеся в этих странах, захватывали и русских "братьев" - членов походных военных лож.Особенно большое значение в этом плане имели непосредственные контакты русских масонов с их заграничными братьями, так как и германские, и французские ложи считали за честь принять в свои ряды русских офицеров. Не следует забывать, что европейское масонство начала XIX века, в полной мере испытав на себе влияние Великой Французской революции 1789 года, отличалось радикализмом, что не могло впоследствии не сказаться на мировоззрении ориентировавшихся на них русских братьев - будущих декабристов.

Влияние масонства было ощутимо уже при организации Союза Спасения в 1816—1817 годах. Его учредителями были братья А.М. и Н.М. Муравьевы, братья М.И. и С.И. Муравьевы-Апостолы, князь С.П. Трубецкой и И.Д. Якушкин. Позднее к ним присоединились князь Ф.П. Шаховский, князь И.А. Долгорукий, П.И. Пестель, М.А. Фонвизин, Ф.Н. Глинка и другие. В 1817 году в Союз Спасения вошел М.С. Лунин. Многие члены Союза Спасения были членами ложи Трех Добродетелей, состоявшей в союзе Великой Провинциальной Ложи. В работе ложи Соединенных Друзей, основанной в 1802 году, с 1816 года участвовали гвардейские офицеры П.И. Пестель, П.Я. Чаадаев (в 1817—1818 годах последний был в степени мастера, впоследствии вошел в Союз Благоденствия), генерал-майор А.X. Бенкендорф (в 1817—1818 годах был в степени товарища), князь Ф.П. Шаховской и др. А.Н. Муравьев был масоном еще до войны 1812 года.

Устав Союза Спасения имел ярко выраженные черты вольного каменщичества. Влияние масонства чувствовалось и в Союзе Благоденствия. Весьма примечательно, например, что на печати Союза Благоденствия был изображен пчелиный улей — масонская эмблема, часто встречавшаяся на виньетках. Известные члены Союза Благоденствия, а затем Северного общества Н.И. Тургенев, К.Ф. Рылеев также были масонами (К.Ф. Рылеев, например, с 1820 года состоял в степени мастера в ложе Пламенеющей Звезды, работавшей в рамках союза Астреи на немецком языке).

Член Союза Спасения, а затем Союза Благоденствия, состоявший в ложе Избранного Михаила, М.Н. Новиков, племянник Н.И. Новикова, стал в 1818 году управляющим мастером масонской ложи Любви к Истине в Полтаве (в рамках союза Астреи); генерал-майор П.С. Пущин в 1821 году был управляющим ложи Овидия в Киеве.

Страницы: 1 2

Общая характеристика эпохи.
Первая четверть XVIII столетия… Еще сохранились порядки и обычаи допетровского времени – эпохи Московского государства (XVI – XVII в.в.), но Петр Великий буквально распахнул перед Западом «ворота» в Россию, и страна стала быстро европеизироваться. Петр I создал могучий и разветвленный административный аппа ...

Внешнеполитическая деятельность Испании 50-х годов
В конце войны Испания находилась в дипломатической изоляции и не входила в состав ООН и НАТО, но Ф.Франко не терял надежды на примирение с Западом. Успешная поездка министра иностранных дел Альберто Мартина Артахо по Ближнему Востоку внесла свой вклад в расширение числа сторонников новой идеи, в особенност ...