Влияние масонства на мировоззрение декабристов
Страница 2


История » Мировоззрение декабристов » Влияние масонства на мировоззрение декабристов

Однако, несмотря на то, что подавляющее большинство декабристов являлись масонами, их принадлежность к вольному каменщичеству была весьма кратковременной. Это объяснялось тем, что определенный консерватизм русского масонства казался декабристам ограниченным, и они, перешагнув через него, вступили на путь борьбы с монархией, апогеем которой явилось восстание 14 декабря 1825 года. Масоны же Александровской эпохи неоднократно выражали свою любовь к царю: " .Прямой масон премудрость знает: он любит Бога и царя".

Вместе с тем стоит заметить, что принятый в 1782 году Устав Вольных Каменщиков гласил: "Твоя первая клятва принадлежит Богу, вторая — Отечеству и Государю", а в издании 1812 года слово "Государю" заменено словом "Государству". Однако в целом это не меняет противоречивой сути отношения русских масонов к монархическому государству и религии, а, скорее, лишь подчеркивает ее.

Внимание вопросу влияния масонства на декабристов уделил известный русский философ Николай Бердяев. В своём труде "Русская идея" он пишет: "Декабристы прошли через масонские ложи. Пестель был масоном, Н.Тургенев был масоном и даже сочувствовал иллюминатству Вейсгаупта, т.е. самой левой форме масонства". Бердяев считает, что заговор декабристов идейно вырос на основе масонства.

Мнения учёных по поводу масонства декабристов и масонства в России в целом традиционно расходятся между собой. Одни считают, что восстание декабристов есть восстание масонов, основной целью которого был подрыв авторитета православной церкви.

Однако, я думаю, что несмотря на то, как сильны были атеистические веяния в аристократических кругах, все понимали, что свержение православия в России к великому счастью невозможно. К тому же, как было сказано выше, одной из догм масонов была неприкосновенность личности Царя. Мне трудно представить, что возможно было противопоставить веру Государю. А значит, другие цели преследовали русские масоны. Кроме того, масонство в России кардинально отличалось от европейского: наши "вольные каменщики" не приняли ни мистики, ни обрядов.

Я думаю, что влияние непосредственно масонства было не так значимо, как влияние просветителей. Революционные идеи декабристов, на мой взгляд, шире и острее вековых догм масонства. Молодым революционерам становилось тесно в ложах.

Страницы: 1 2 

Внешнеполитическая деятельность Испании 50-х годов
В конце войны Испания находилась в дипломатической изоляции и не входила в состав ООН и НАТО, но Ф.Франко не терял надежды на примирение с Западом. Успешная поездка министра иностранных дел Альберто Мартина Артахо по Ближнему Востоку внесла свой вклад в расширение числа сторонников новой идеи, в особенност ...

Государственные православные школы о расколе
Оценки раскола представителями государственно-православной исторической школы в целом негативны и близки к духовно-академическому направлению. Так, К.Д. Кавелин указывал на недостаток развития религиозного чувства у русских, "полуязыческие представления и верования" и "церковный формализм ка ...