Югославия в системе международных отношений
Страница 1


История » Югославия в 1918–1941 гг. » Югославия в системе международных отношений

Правительство королевства СХС придерживалось внешнеполитической ориентации на Францию, т.к. своей главной задачей считало сохранение в неприкосновенности версальских границ. Это заставляло югославское руководство опасаться реваншизма со стороны Венгрии и Болгарии и искать союзников. Уже в 1919 г. королевство СХС заключило антиболгарское соглашение с Грецией. В августе 1920 г. был подписан договор с Чехословакией (Белградская конвенция), а в апреле 1921 г. – договор с Румынией (Бухарестское соглашение). Эти договоры оформили Малую Антанту. Югославия стремилась использовать своё членство в МА для противодействия Венгрии. Так, в 1921 г. в Венгрии возникла идея восстановить на престоле династию Габсбургов. В ответ МА провела мобилизацию, т.к. возвращение Габсбургов могло привести к пересмотру границ. Тем самым затея Венгрии была сорвана.

Самым сложным вопросом внешней политики СХС было урегулирование отношений с Италией. Италия рассматривала Юго-Восточную Европу как зону своего влияния. Основываясь на Лондонском договоре 26 апреля 1915 г., Италия требовала передачи ей полуострова Истрии с портом Триест, Далмации и города Риеки (Фиуме). Не получив этих территорий на Парижской конференции, Италия 12 сентября 1919 г. захватила Риеку. Лишь под нажимом Франции, Великобритании и США Италия вынуждена была согласиться на переговоры с СХС. 12 ноября 1920 г. Югославия и Италия подписали Рапалльский договор. По нему часть Крайны и почти вся Истрия с портом Триест отходили к Италии, порт Риека признавался вольным городом под управлением Лиги наций, а Далмация закреплялась в составе СХС. В январе 1924 г. с Италией было подписано новое соглашение, по которому город Риека отходил к Италии. Это нанесло большой урон югославской внешней торговле.

В течение 20-х гг. Италия продолжала экспансионистскую политическую линию на Балканах. В 1926 г. она заключила договор о дружбе («Тиранский пакт») с Албанией, получив право вводить в Албанию свои войска. Это создало угрозу Югославии, а также французскому влиянию в регионе. Поэтому в 1927 г. Франция заключила союзный договор с королевством СХС. югославия государство

После прихода Гитлера к власти развернулась острая борьба великих держав за влияние на Балканах: Германия поддержала итальянские претензии на Юго-Восточную Европу, а Франция стремилась сохранить своё влияние в этом регионе. Германия стремилась сплотить всех сторонников ревизии Версальской системы и найти возможность для создания в последующем агрессивного блока. Некоторые режимы либо влиятельные части политических элит в странах ЦВЕ (в Венгрии, Румынии, Болгарии) со временем открыто перешли на прогерманские позиции. Это ещё более осложняло внешнеполитическое положение Югославии.

В этих условиях югославский король Александр пытался опереться на Францию с целью создания системы коллективной безопасности. В феврале 1933 г. в Женеве был подписан «Организационный пакт» Малой Антанты. Он предусматривал единую внешнюю политику Югославии, Румынии и Чехословакии, их более тесное сотрудничество в рамках Постоянного и Экономического советов МА. Затем Франция выдвинула проект союза, который закрепил бы статус-кво на Балканах. В итоге 9 февраля 1934 г. Югославия, Греция, Турция и Румыния договорились о взаимопомощи в случае войны и о взаимной гарантии своих границ. Так возникла т.н. Балканская Антанта. Её участники должны были проводить согласованную внешнюю политику, а в случае нападения оказать взаимную помощь. 31 июля 1937 г. БА и Болгария подписали Салоникское соглашение о ненападении. Югославия также поддержала французскую идею Дунайского пакта, к которому могли бы примкнуть Австрия и Италия.

Страницы: 1 2

Реформы Петра I и их последствия
К концу XVII в. Россия уже исчерпала все возможности обособленного, автаркического развития вне европейской цивилизации. Необходимо было решать многочисленные проблемы в экономике, государственном устройстве, армии, образовании, культуре. Начало этих преобразований в духе модернизации прочно связано с правл ...

Внешнеполитическая деятельность Испании 50-х годов
В конце войны Испания находилась в дипломатической изоляции и не входила в состав ООН и НАТО, но Ф.Франко не терял надежды на примирение с Западом. Успешная поездка министра иностранных дел Альберто Мартина Артахо по Ближнему Востоку внесла свой вклад в расширение числа сторонников новой идеи, в особенност ...