Введение
Страница 1


В пореформерную эпоху церковь переживала кризис, который был связан с общественным движением, начавшимся в 60-е годы XIX в. и был основан на влиянии западных теорий (всплеск социалистических проектов в Западной Европе) и нигилизме русской интеллигенции, что вылилось в отрицание общественных порядков и нравов, религии, культуры. В правление Александра II церковь находилась в упадке, в подчиненом положении от государства, она являлась частью госусарственного аппарата,ее функции приближались к функциям полицейского органа надзора, что привело к падению авторитета церкви в обществе. В этом заключалась главная проблема. В эпоху Великих реформ эта проблема четко осознавалась, предприняты были некоторые шаги по ее решению.

В современной России церковь также находится в кризисном состоянии, на это повлияло развитие цивилизации и то, что на протяжении десятилетий в Советском Союзе господствовал стереотип атеистического мышления. Но последние 10 лет возрастает роль религиозного фактора в общественной жизни. Привычным фактором стало сотрудничество Церкви и государственных структур. Их взаимодействие оказывается востребованным при решении многих социальных проблем, в частности, в вопросах нравственного и патриотического воспитания, благотворительности. Не представляется возможным без помощи Церкви выйти из нравственного кризиса, который охватил общество. В условиях упадка общественной нравственности, проявления откровенного аморализма, распада культурных традиций религия и Церковь имеют право претендовать на роль хранителя исторического наследия и нравственных устоев. Поэтому «легализация» религии и религиозной культуры, восстановление нормальных, цивилизованных отношений между государством и религиозными организациями, действительная организация принципа свободы совести, – процессы позитивные, оказывающие благотворное влияние на развитие духовной культуры нашего общества.

Православие выступает символом национального своеобразия, тем стержнем, который связывает воедино сегодняшнюю Россию с ее тысячелетней историей. Но в этой истории Русская Православная Церковь (РПЦ) со времен Петра управлялась государственными чиновниками и сама была частью системы управления огромной империей. Столетиями РПЦ избегала всякого реформирования.

К сожалению, проблемы касающиеся отношений церкви и государства в указанный период мало разработаны в советской историографии.

Книга Н.М. Никольского «История русской церкви»[1] в свое время именно новизной рассматриваемых им проблем и самим стилем научного мышления и изложения не только обогатила советскую историческую науку, но и наметила дальнейшие пути изучения истории русской церкви. Впервые книга была издана в Москве в 1930 году, а затем переиздана в 1983 и 1988 годах. Никольский с позиций марксистско-ленинской методологии, с учетом требований формировавшейся советской исторической науки на конкретном историческом материале пытался показать, что Церковь была лишена ореола исключительности, который создавали ей богословы и служители культа. Автор пытается убедить нас в том, что Церковь является продуктом человеческой деятельности, порожденным определенными условиями человеческого бытия. В книге полностью обойден вниманием внутренний кризис русского православия, достигший наибольшей остроты в начале ХХ века.

Церковная реформа хорошо изучена С.В. Римским. В работе представлены две его статьи: «Церковная реформа Александра II»[2], «Церковная реформа 60-70-х годов XIX века»[3]. Реформы застали церковное право в том виде, в котором оно сложилось в основном в царствование Николая I. С.В. Римский пишет, что российское законодательство строго охраняло интересы православия. Он приводит положение, из которого вытекала политическая зависимость церкви от государства царь назначал обер-прокурора Синода, утверждал кандидатов в архиерейский сан и на епархиальные кафедры. Особенно наглядно зависимость от государства проявлялась в высшем церковном управлении.

Над созданием систематического исследования по истории Русской Церкви от начала ее существования трудился И. К. Смолич, видевший свою главную задачу в анализе взаимоотношений Церкви и государства. В связи с отсутствием удовлетворительного сочинения по истории синодального периода ученый решил начать свое исследование именно с этого периода. [4]

Дневник П.А. Валуева, министра внутренних дел Александра II, представляет большой интерес не только для специалистов - историков и литературоведов, но и для широкого круга читателей. В нем довольно подробно освещена правительственная деятельность 1861-1876 гг. В первом томе, кроме введения, публикуется биографический очерк П.А. Валуева, характеризующий его взгляды, служебную деятельность, а также литературное наследие. Второй том "Дневника" состоит из двух неравных частей. Первая, охватывает период с начала 1865 г. по конец апреля 1868 г., т. е. время, когда Валуев был министром внутренних дел. Вторая часть содержит записи с 1869 по 1876 г. включительно.[5]

Страницы: 1 2

Итоги социалистических преобразований.
В результате общественный и политический строй в этих странах был решительно преобразован. И подобно тому, как мы называем сходные процессы в России после октября 1917 года революцией, мы вправе назвать революционными и эти преобразования. Революции эти были социалистическими, в том смысле, что они утвердил ...

Кодификация российского законодательства
Деятельность II Отделения по проведению кодификации законодательства и непосредственно работу М. М. Сперанского император поставил под личный контроль. Первой стадией громоздкой систематизации по замыслу М. М. Сперанского должно было быть «Полное собрание законов». Юридическая техника для составления «Свод ...