Н.И. Новиков в домасонский период
Страница 1


Масонство как идеологическая система » Н.И. Новиков в домасонский период

Литературная деятельность Новикова периода 1769-1774 г.г. явилась периодом наивысшего развития его творчества. Он в эту пору пишет много, в разных жанрах и областях, выступая и как писатель, и как историк, и как критик. С 1769 г. Новиков стал издавать еженедельный сатирический журнал «Трутень», в 1772 г. он выступил с новым сатирическим журналом — «Живописцем», лучшим периодическим изданием XVIII века. Кроме этого, выходят издания «Пустомеля», «Кошелек, «Опыт исторического словаря о российских писателях» и т.д.

В журналах Новиков смело вступал в полемику с Екатериной, редактировавшей «Всякую всячину». Издание Екатерины хотя и считалось сатирическим, но ограничивало свою задачу критикой человеческих слабостей. Напротив, журналы Новикова изобличали пороки, порожденные самодержавно-крепостническим строем, и поэтому имели политическое звучание.

Перед читателями новиковских журналов проходила галерея крепостников. Одни из них прославились истязанием крестьян, другие - взиманием непосильных оброков, третьи уподобляли крепостных крестьян скоту. Новиков осмеивал закоренелые предрассудки, не щадил невежество помещиков. В дальнейшем он поднялся до обобщения – от критики личности и отдельных примеров до критики системы: причиной всех пороков являлось крепостное право, унижавшее человеческое достоинство крестьян и растлевавшее господ своей безнаказанностью. Обсуждение крестьянского вопроса охватило обширную аудиторию. Он осмеивал взяточничество, казнокрадство, административный и судебный произвол, писал о невозможности простому человеку добиться справедливого решения. Виной всех пороков являлся деспотизм, отсутствие свобод. Новиков высказался за равенство всех людей, был противником сословного строя. Ему принадлежит изречение: «Крестьяне такие же люди, как и дворяне».

В отличие от французских просветителей, преклонявшихся перед Екатериной и видевших в ней идеального монарха, Новиков был свободен от ее идеализации и не обольщался относительно ее умения поддерживать в себе репутацию философа на троне.

Несмотря на яростное желание перемен в существующей ситуации, Новиков, как и многие другие деятели российского Просвещения, был значительно сильнее в критике социально-политических порядков, чем в определении путей достижения идеального общественного строя. Здесь он находился в плену ложных представлений о том, что достаточно убедить монарха и помещиков в аморальности крепостничества и деспотизма, как те путем реформ сверху установят справедливые порядки. Г.П. Макогоненко писал: «Как истый просветитель, он исповедовал убеждение, что «истина всегда согласна с разумом», что «пишучи правду» можно найти «себе таких читателей, которым оне будет приятно». Именно в этом заключалась слабая сторона новиковских воззрений эпохи «Трутня». Весь талантливый сатирический материал «Трутня» таил в себе трагический разрыв между художником, сатириком, увидевшим звериный лик русского помещика и чиновника, и проповедником моральных сентенций, наивно обращавшимся к этим же тиранам и мучителям с призывами к моральному воскрешению»[14].

Вторая половина 70-х годов потребовала от Новикова больших усилий по организации в условиях реакции после разгрома пугачевского восстания просветительского объединения, по созданию материальной базы русского просвещения. Организовав в Москве просветительский центр сначала с одной, а затем и с тремя типографиями, развернув подготовку и издание сотен книг, организовав несколько периодических журналов, которые укомплектовал сотрудниками и редакторами, реформировав «Московские ведомости», превратил их в политическую газету.

Страницы: 1 2

Крымская война. Начало русско-турецкой войны
27 сентября (9 октября), русский командующий князь Горчаков получил послание от командующего турецкими войсками Омера-паши, в котором содержалось требование очистить Дунайские Княжества в 15-дневный срок. В начале октября, до наступления срока, указанного Омер-пашой, турки стали обстреливать русские передов ...

Обычаи и быт спартанцев
Законы, касавшиеся частного образа жизни полностью были направлены на уничтожение неравенства. Спартанцам предписан был самый строгий образ жизни. Например, мужчины не могли обедать дома, они собирались за общие столы, где обедали группами, или товариществами. Этот обычай общественных столов назывался сисс ...