Н.И. Новиков в домасонский период
Страница 1


Масонство как идеологическая система » Н.И. Новиков в домасонский период

Литературная деятельность Новикова периода 1769-1774 г.г. явилась периодом наивысшего развития его творчества. Он в эту пору пишет много, в разных жанрах и областях, выступая и как писатель, и как историк, и как критик. С 1769 г. Новиков стал издавать еженедельный сатирический журнал «Трутень», в 1772 г. он выступил с новым сатирическим журналом — «Живописцем», лучшим периодическим изданием XVIII века. Кроме этого, выходят издания «Пустомеля», «Кошелек, «Опыт исторического словаря о российских писателях» и т.д.

В журналах Новиков смело вступал в полемику с Екатериной, редактировавшей «Всякую всячину». Издание Екатерины хотя и считалось сатирическим, но ограничивало свою задачу критикой человеческих слабостей. Напротив, журналы Новикова изобличали пороки, порожденные самодержавно-крепостническим строем, и поэтому имели политическое звучание.

Перед читателями новиковских журналов проходила галерея крепостников. Одни из них прославились истязанием крестьян, другие - взиманием непосильных оброков, третьи уподобляли крепостных крестьян скоту. Новиков осмеивал закоренелые предрассудки, не щадил невежество помещиков. В дальнейшем он поднялся до обобщения – от критики личности и отдельных примеров до критики системы: причиной всех пороков являлось крепостное право, унижавшее человеческое достоинство крестьян и растлевавшее господ своей безнаказанностью. Обсуждение крестьянского вопроса охватило обширную аудиторию. Он осмеивал взяточничество, казнокрадство, административный и судебный произвол, писал о невозможности простому человеку добиться справедливого решения. Виной всех пороков являлся деспотизм, отсутствие свобод. Новиков высказался за равенство всех людей, был противником сословного строя. Ему принадлежит изречение: «Крестьяне такие же люди, как и дворяне».

В отличие от французских просветителей, преклонявшихся перед Екатериной и видевших в ней идеального монарха, Новиков был свободен от ее идеализации и не обольщался относительно ее умения поддерживать в себе репутацию философа на троне.

Несмотря на яростное желание перемен в существующей ситуации, Новиков, как и многие другие деятели российского Просвещения, был значительно сильнее в критике социально-политических порядков, чем в определении путей достижения идеального общественного строя. Здесь он находился в плену ложных представлений о том, что достаточно убедить монарха и помещиков в аморальности крепостничества и деспотизма, как те путем реформ сверху установят справедливые порядки. Г.П. Макогоненко писал: «Как истый просветитель, он исповедовал убеждение, что «истина всегда согласна с разумом», что «пишучи правду» можно найти «себе таких читателей, которым оне будет приятно». Именно в этом заключалась слабая сторона новиковских воззрений эпохи «Трутня». Весь талантливый сатирический материал «Трутня» таил в себе трагический разрыв между художником, сатириком, увидевшим звериный лик русского помещика и чиновника, и проповедником моральных сентенций, наивно обращавшимся к этим же тиранам и мучителям с призывами к моральному воскрешению»[14].

Вторая половина 70-х годов потребовала от Новикова больших усилий по организации в условиях реакции после разгрома пугачевского восстания просветительского объединения, по созданию материальной базы русского просвещения. Организовав в Москве просветительский центр сначала с одной, а затем и с тремя типографиями, развернув подготовку и издание сотен книг, организовав несколько периодических журналов, которые укомплектовал сотрудниками и редакторами, реформировав «Московские ведомости», превратил их в политическую газету.

Страницы: 1 2

Сталин – государственный деятель
Сталин всегда старался не допустить репрессий, а если они и возникали, то принимал самые решительные меры по их прекращению. Да, многие решения того времени кажутся жестокими. Но это было то время, время борьбы за выживание русской цивилизации, время гибели миллионов людей в военных действиях. И как хирургу ...

Экономическое развитие индии в период колониального порабощения Индии
Еще в 1835 г. генерал-губернатор Маколей провел реформу образования в Индии, смысл которой заключался в том, чтобы начать подготовку кадров колониальной администрации из самих индийцев, создать из них «прослойку, индийскую по крови и цвету кожи, но английскую по вкусам, морали и складу ума». Активно действу ...