Зарождение казачества
Страница 1


Вопрос о появлении казаков на исторической сцене России вызывает массу дискуссий среди ученых историков. До сих пор этот вопрос остается неразрешимым. Официальная русская историография считает, что население казачьих областей было образованно выходцами из русских княжеств, не мирившихся с тяжелым бытом русской действительности и искавших более выгодные условия на окраине русских владений в пределах «Дикого поля». Беглецы эти, по мнению историков, объединялись в ватаги и затем, образуя более крупные группы, устраивали жизнь на основе свободы и равноправия. Таким образом, из беглецов родом из русских княжеств был создан народ с уникальным бытом внутренней общественной организацией, военным укладом и тактикой не свойственной не только русской, но и европейским армиям.

Искусственно принятая теория зарождения казачества не только не разрешила этого вопроса, но и вызвала теорию совершенно противоположную, утверждавшую, что казаки ничего общего с русским народом не имеют и в прошлом принадлежали народам Азии, а в последствии обрусели, приняли русский язык и религию.

Среди различных теорий о происхождении казаков, более достоверную можно принять ту, что казачьи поселения были образованны вне пределов России и в условиях от нее не зависимых. Происхождение слова «казак» или «вольный человек» возникло в глубокой древности и относятся к эпохе героического народного эпоса. Человечество никогда ни покидала мысль о «вольной и счастливой» жизни. Мечта эта осуществлялась отдельными лицами, порвавшими со своей средой, племенем, уходящими на «волю», где устраивали жизнь независимо от других, по собственному разумению. Вокруг отдельных смельчаков собирались группы таких же искателей «счастливой жизни». Собиравшиеся группы отдельных лиц превращались в боевые дружины и устраивали свою жизнь на основе дружбы, равенства и свободных бытовых отношений. Среди других народов они получили название «казаки» или «свободные люди».

Таким образом, казачество возникало на основе бытовых условий, сначала отдельными лицами или группами, а затем дружинами, в последствии превратившихся в племенные образования, хранившие свои бытовые особенности, а также свое название – казаки.[1]

В первой половине XII века в восточной и центральной Азии жили племена, носившие названия «казачьих орд». Наиболее значительная «казачья орда» находилась в верховьях реки Енисей и занимала земли на востоке от озера Балхаш и на западе до реки Ангара. В китайских хрониках эта орда называлась «хакаса», что, по исследованиям европейских ученых, равнозначно слову «казак». В пределах озера Балхаш существовала другая казачья «орда». После завоевания монголами Средней Азии, она вошла в состав их владений, и в организации вооруженных сил монгол казаки составляли части легкой конницы, выполнявший вспомогательные задачи: несли службу по охране границ, внутренней безопасности, вели разведку и в сражениях первые начинали бой.

До нашествия монгол, эти племена русскими летописцами назывались по-разному: черкесы, торки, берендеи, черные клобуки и каракалпаки, но не носили общего названия «казаки». Только после покорения монголами русских княжеств и образования Золотой орды, название казаки установилось за частью войск, составлявших среди вооруженных сил Орды части легкой конницы. В основном легкая конница составляла из племен сибирских орд «касахов», и Средней Азии – узбеков. После покорения этих племен монголами, они вошли в состав их армии и появились с ними в предела русских степей. Также наиболее отвечавшими требованиям несения службы в составе легкой конницы, было население Приазовской Руси, народы Северного Кавказа и остатки половцев, которые и служили кадрами для формирования легких вспомогательных частей, конницы. Очень часто происходили такие случаи, когда население северо-западных русских княжеств большими массами выходило из их пределов и вливалось в состав вооруженных сил монгол. Поставленная в условия полукочевого быта, быстро свыкаясь с общей обстановкой, приучаясь к постоянной связи с лошадью и превращалась в смелых наездников, способных «стрелами» носиться во всех направлениях обширной страны. Поставленные в особые условия несения службы в мирное и военное время русские усваивали навыки и сноровку ведения боя в конном строю «по-казачьи», превращались в казаков и принимали их название. Русское население ставилось в пределах степной полосы в условия, при которых самим бытом и характером службы вырабатывались свойства легкой конницы. Они были расселены в пограничных районах, где для службы требовалась зоркость, внимание, подвижность и инициатива. Они обслуживали пути сообщения, обеспечивали непрерывное движение в стране. Вооруженные силы Золотой Орды, ее внутренняя организация, внешние и внутренние войска были школой, в которой вырабатывались свойства «степной – казачьей» конницы.

Страницы: 1 2

Хаменеи - соратник и продолжатель идеи Хомейни
Аятолла Хаменеи был учеником имама Хомейни, который был символом научного новаторства и глубокого знания богословия и принципов веры. Важнейшей чертой имама было его благочестие. Во-первых, друзья и враги, иранцы и иностранцы, мусульмане и не мусульмане высоко отзывались об этом великом человеке. Его велич ...

Хозяйственные формы и отраслевая структура экономики древнего мира
Общая характеристика эпохи и ее хронологические рамки. Основные черты и направления развития первобытного общества и его хозяйства. Технические достижения. Фазы эволюции. Хозяйственно-технические достижения. Неолитическая революция. Фазы эволюции и варианты развития рабовладения. Особенности хозяйства древ ...