Манифест 17 октября 1905 года «об усовершенствовании государственного порядка» . Высочайший манифест
Страница 1


История » Революция 1905–1907 гг. в России » Манифест 17 октября 1905 года «об усовершенствовании государственного порядка» . Высочайший манифест

«Мы, Николай Вторый, Император и Самодержец Всероссийский, царь Польский, великий Князь Финляндский и прочая, и прочая, и прочая.

Смуты и волнения в столицах и во многих местностях Империи нашей великою и тяжкою скорбью преисполняют сердце Наше. Благо Российского Государя неразрывно с благом народным, и печаль народная - его печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое нестроение народное и угроза целости и единству Державы Нашей. Великий обет царского служения повелевает нам всеми силами разума и власти Нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для государства смуты. Повелев подлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлении беспорядков, бесчинств и насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга, Мы, для успешного выполнения общих преднамечаемых Нами к умиротворению государственной жизни мер, признали необходимым объединить деятельность высшего правительства.

На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной Нашей воли:

1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив за сим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку.

3. Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы и что бы выборным от народа обеспечена, была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей.

Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиной, помочь прекращению всей неслыханной смуты и вместе с нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле.

Дан в Петергофе в 17-й день октября, в лето от Рождества Христова тысяча девятьсот пятое. Царствования же нашего одиннадцатое. На подлинном Собственной Его Императорского величества сой подписано: "Николай"»

Заключения учредительного съезда конституционно-демократической партии по поводу Манифеста.

Ознакомившись с Высочайшим манифестом 17 октября и с всеподданнейшим докладом Витте, учредительный съезд конституционно-демократической партии пришел к следующим заключениям:

1) основные принципы политической свободы, равноправности и всеобщего избирательного права, выставленные на своем знамени русским освободительным движением, получили в опубликованных документах далеко не полное признание. Манифест ограничивается лишь простым перечислением основных прав, заменяя притом выражение «свобода печати» неясным выражением «свобода слова», и признает «общее» избирательное право только как результат «дальнейшего развития» установленной ныне избирательной системы. Начала политической и гражданской равноправности и конституционного государственного устройства упоминаются лишь в докладе, в глухих и иносказательных выражениях, и вовсе не упоминаются в Манифесте;

2) осуществление признанных манифестом начал новой политической жизни поставлено в такие условия, при которых не может быть никакой уверенности в полноте и последовательности этого осуществления. Провозглашение основных прав не сопровождается развитием их в законодательных нормах, а расширенно избирательного права ставится в рамки того короткого срока, который остается до выборов по старому закону, причем самое основание избирательной системы сохранилось прежнее. Исполнение данных манифестом обещаний остается в руках людей, политическое прошлое которых не внушает народу никакого доверия. При этих условиях выполнение намеченных манифестом задач является, безусловно, невозможным в пределах предстоящей избирательной кампании;

3) расширение законодательных прав Думы сделано в таких выражениях, которые все еще допускают возможность ограничения их несогласием государственного совета. Правда, в докладе предусматривается возможность дополнения государственного совета выборным элементом, но, без сомнения, и такая реформа государственного совета не может сделать это учреждение достойным разделять законодательную власть с народными представителями. Ответственность министров по-прежнему ограничивается оценкой «закономерности» их действий с устранением возможности критиковать их «целесообразность»;

Страницы: 1 2

Какие изменения произошли в повседневной жизни ленинградцев во время блокады? Каковы были нормы отпуска хлеба?
С сентября 1941 года началась почти 900-дневная блокада Ленинграда. В осажденном городе осталось 2,5 миллиона гражданского населения, в том числе свыше 100 тыс. беженцев из Прибалтики, Карелии и Ленинградской области. Вместе с жителями пригородных районов в блокадном кольце оказалось 2 млн. 887 тыс. человек ...

Наступление реакции и раскол рабочего и демократического движения
С вступлением в силу Конституции 1946 г. закончился Временный режим. Начался 12-летний период Четвертой республики. В ноябре 1946 г. состоялись первые выборы в Национальное собрание Четвертой республики, а в декабре — выборы в Совет Республики. Они ознаменовались новым успехом ФКП. После избрания в январе ...