Советская история о расколе


В советское время в связи с известными обстоятельствами российской истории тема раскола не вызывала такого бурного интереса как во второй половине 19 в. и особенно на рубеже веков. Советская историческая наука, зажатая строгим "канонами классового подхода, лишь вскользь упоминала раскол, как явление второго плана, как продукт "невежества" масс. В 60-70-е годы, когда выбор тем научного исследования стал более свободным, появилось несколько диссертационных работ и монографий по расколу, естественно трактовавших его как форму "классовой борьбы под религиозными лозунгами" (канон!). В результате такого подхода "необозримо многоплановый пласт проблем старообрядчества в советское время был сведен к антифеодальным противогосударственным выступлениям".[58]

В целом, на раскол смотрели "сквозь пальцы", как на досадное ретроградное явление русской истории, не вписывавшееся в теорию освободительного движения. (Ни в одном старообрядческом источнике нет призыва к свержению самодержавия и крепостного права!). Историков-марксистов это удручало. Почему в Советское время расколом, точнее его текстами, идеологами и идеалами в большей мере занимались литературоведы – В.И. Малышев, А.Н. Робинсон, А.М. Ланченко Д.С. Лихачев, Н.С. Демкова, Н.Л. Гудзия, И.В. Понырко, В.Е. Гусев, М.Б. Плюханова и др. Из историков и философов расколом занимались Бубнов И.Ю. (Старообрядческая книга в России во второй половине 17 в. - в сб. Источники: типы и эволюция: СПб; БАН, 1995), Б.П. Кутузов (Церковная реформа 17 в, её истинные причины и цели: Рига, чч. 1,2, 1992), Н.И.Покровский (Христианство и церковь в России феодального периода: Новосибирск, 1989; Источники по истории общественного сознания и культуры периода феодолизма: Новосибирск, Наука, 1991), А.Л. Клибанов (Духовная культура средневековой Руси, М.,1966), Замалеев А.Ф., Овчинникова Е.А. и другие.

Однако, как указывает В.В.Молзинский, "всем недостает объективной непредвзятости для постижения глубинного смысла и всего многопланового спектра, заложенных в расколе "социально- политических, богослужебно-исторических и религиозно-нравственных идей".

Дайвьет в XVIII в.
В XVIII в. в основном было завершено формирование вьетнамского государства в его современных границах. По уровню развития Вьетнам находился в тот период в числе наиболее развитых и богатых государств Юго-Восточной Азии. Нгуены вели роскошный образ жизни, а Хюэ по великолепию не уступал Тханлонгу. В социаль ...

“Рельсовая война” на территории смоленщины
С осени 1942 года удары по путям сообщения и линиям связи противника становятся все более преобладающими в боевых действиях партизан . В приказе народного комиссара обороны И. В . Сталина от 5 сентября 1942 года “ О задачах партизанского движения “ борьба на вражеских коммуникациях была названа первоочере ...