Советская история о расколе


В советское время в связи с известными обстоятельствами российской истории тема раскола не вызывала такого бурного интереса как во второй половине 19 в. и особенно на рубеже веков. Советская историческая наука, зажатая строгим "канонами классового подхода, лишь вскользь упоминала раскол, как явление второго плана, как продукт "невежества" масс. В 60-70-е годы, когда выбор тем научного исследования стал более свободным, появилось несколько диссертационных работ и монографий по расколу, естественно трактовавших его как форму "классовой борьбы под религиозными лозунгами" (канон!). В результате такого подхода "необозримо многоплановый пласт проблем старообрядчества в советское время был сведен к антифеодальным противогосударственным выступлениям".[58]

В целом, на раскол смотрели "сквозь пальцы", как на досадное ретроградное явление русской истории, не вписывавшееся в теорию освободительного движения. (Ни в одном старообрядческом источнике нет призыва к свержению самодержавия и крепостного права!). Историков-марксистов это удручало. Почему в Советское время расколом, точнее его текстами, идеологами и идеалами в большей мере занимались литературоведы – В.И. Малышев, А.Н. Робинсон, А.М. Ланченко Д.С. Лихачев, Н.С. Демкова, Н.Л. Гудзия, И.В. Понырко, В.Е. Гусев, М.Б. Плюханова и др. Из историков и философов расколом занимались Бубнов И.Ю. (Старообрядческая книга в России во второй половине 17 в. - в сб. Источники: типы и эволюция: СПб; БАН, 1995), Б.П. Кутузов (Церковная реформа 17 в, её истинные причины и цели: Рига, чч. 1,2, 1992), Н.И.Покровский (Христианство и церковь в России феодального периода: Новосибирск, 1989; Источники по истории общественного сознания и культуры периода феодолизма: Новосибирск, Наука, 1991), А.Л. Клибанов (Духовная культура средневековой Руси, М.,1966), Замалеев А.Ф., Овчинникова Е.А. и другие.

Однако, как указывает В.В.Молзинский, "всем недостает объективной непредвзятости для постижения глубинного смысла и всего многопланового спектра, заложенных в расколе "социально- политических, богослужебно-исторических и религиозно-нравственных идей".

Борьба русского народа за независимость против татаро-монголов, немецких, шведских, датских и литовских феодалов
В нaчaлe XIII в. в cтeпяx Цeнтpaльнoй Aзии oбpaзoвaлacь eдинaя вoeннo-фeoдaльнaя дepжaвa мoнгoлoв. Moнгoльcкиe плeмeнa зaнимaлиcь cкoтoвoдcтвoм, a нa ceвepe, в paйoнax тaйги, и oxoтoй. В 1206 г. нa cъeздe мoнгoльcкoй знaти нoйoн Teмyчин был пpoвoзглaшeн вeликим xaнoм (Чингиcxaнoм). Oн вoзглaвил coплeмeн ...

Оборона Тулы
30 октября фашистские войска на южном участке фронта обороны столицы подошли к Туле. Многократные атаки танков и мотопехоты противника были отбиты частями Тульского гарнизона и народного ополчения, которые возглавлял Тульский городской комитет обороны под руководством секретаря Тульского обкома партии В. Г. ...