ЗаключениеСтраница 1
Подводя итоги своей работы, я пришел к выводу, что раскол XVII в. явился величайшим событием в истории России. Он стоит рядом с такими событиями, как смутное время, революция 1917 г. Значение его велико. Потому что, по словам Бердяева, "религиозный раскол не был вызван исключительно обрядоверием русского народа". В расколе была и более глубокая историософическая тема. Вопрос шел о том, есть ли русское царство исконноправославное. В народе проснулось подозрение, что Москва-Третий Рим-столица Православного Царства повредилась, произошла измена истинной вере. Государством и Церковью овладел антихрист. Народное Православие разрывает с иерархией и церковью. Истинная Православная церковь уходит под землю. С этим связана легенда о граде Китеже, скрытом под озером. Народ ищет град Китеж. По словам Георгия Флоровского "совсем не "обряд", но "антихрист" есть тема русского раскола".
[1] Н.А. Бердяев. Русская идея. Основные проблемы русской мысли 19-н. 20 в, - В сб. "О России и русской философской культуре (философы послеоктябрьского зарубежья)". М., 1990, стр.52.
[2] Митр. Иоанн. "Самодержавие духа". СПб, 1994, стр. 212.
[3] "Массовые предчувствия… выражают . настроенность народа на трагедию". См. Кризисный социум. Наше общество в 3-х измерениях ". М., 1994, институт философии РАН; стр.158-160.
[4] Н.А. Бердяев. Основные проблемы русской мысли 19 в. и н.20 в. - в сб. "О России и русской философской культуре (философы послеоктябрьского зарубежья). М., 1990, стр. 52.
[5] В. Ф-ов, Взаимоотношения раскола и православия (Идеалы раскола и задачи православной миссии). В защиту старой веры. П-г, 1915, стр. 589.
[6] Г. Флоровский, "Встреча с Западом". В сб-ке "Из истории русской культуры 17 – н. 18 вв". М., 1996, т. III, стр. 312.
[7] В.С. Соловьев О русском народном расколе, соч. в 2 т., М.,1989, т. 1.
[8] И.М. Громогласов "Русский раскол и вселенское православие". Богословский вестник, 1898.
[9] B.С. Соловьев. Указ. соч., стр. 180.
[10] И.М. Громогласов. Указ. соч., стр. 31.
[11] Там же.
[12] Там же, стр. 37.
[13] В.О.Ключевский. Западное влияние в России XVII в. ж. Вопросы философии и психологии. 1897 кн. 36, стр. 140; кн. 38, стр.540; кн. 39, стр. 771-773.
[14] П.Н. Милюков. Очерки истории русской культуры. М.,1994, т. 2, стр. 170.
[15] К.Д. Кавелин "Мысли и замечания о русской истории" в сб. К.Д. Кавелин "Наш умственный строй: статьи по философии русской истории и культуре. М., 1989, стр. 200.
[16] Там же, стр. 201.
[17] Б.Н. Чичерин. "Опыты по истории русского права". М., 1858, стр. 376.
[18] Митрополит Иоанн "Самодержавие духа", СПб, 1994, стр. 213.
[19] Там же, стр. 212.
[20] В.О. Ключевский. Курс русской истории, т. 3, стр. 299.
[21] В.О. Ключевский. Указ. соч., т. 3, стр. 375.
[22] В.О. Ключевский, Указ соч., стр. 391.
[23] П.Н. Милюков. Очерки истории русской культуры. М., 1994, т. 2, стр. 168.
[24] Там же, стр. 175.
[25] П.Н. Милюков. Указ, соч., стр. 174.
[26] Там же, стр. 179.
[27] В.В. Молзинский. "Старообрядческое движение второй половины 17 в. в русской научно-исторической литературе". П-г, Ак. культуры, 1997, стр. 120.
[28] Там же, стр. 141.
[29] И.С.Аксаков, Краткая записка о странниках или бегунах, 1851. Русский архив, 1866, № 1-12, стр. 629.
Насильственное переселение народов на территорию Казахстана в 1937–1956
годы. Причины депортации, ее характер
Причины осуществления депортации народов в СССР в годы массовых политических репрессий можно объяснить политическими мотивами и необходимостью укрепления так называемой лагерной экономики.
Мы солидарны с точкой зрения А.Некрича, который пришел к выводу, что депортация народов во время Великой Отечественной ...
Россия во второй половине XVI в. Иван IV и его место в истории России
XVI в – время образования и укрепления Русского централизованного государства, начало его активной внешней политики. Благодаря своему возросшему военному могуществу Россия уже могла решать крупные внешнеполитические задачи, стоящие перед ней. Экономическое развитие страны настоятельно требовало расширения в ...