Заключение
Страница 1


Подводя итоги своей работы, я пришел к выводу, что раскол XVII в. явился величайшим событием в истории России. Он стоит рядом с такими событиями, как смутное время, революция 1917 г. Значение его велико. Потому что, по словам Бердяева, "религиозный раскол не был вызван исключительно обрядоверием русского народа". В расколе была и более глубокая историософическая тема. Вопрос шел о том, есть ли русское царство исконноправославное. В народе проснулось подозрение, что Москва-Третий Рим-столица Православного Царства повредилась, произошла измена истинной вере. Государством и Церковью овладел антихрист. Народное Православие разрывает с иерархией и церковью. Истинная Православная церковь уходит под землю. С этим связана легенда о граде Китеже, скрытом под озером. Народ ищет град Китеж. По словам Георгия Флоровского "совсем не "обряд", но "антихрист" есть тема русского раскола".

[1] Н.А. Бердяев. Русская идея. Основные проблемы русской мысли 19-н. 20 в, - В сб. "О России и русской философской культуре (философы послеоктябрьского зарубежья)". М., 1990, стр.52.

[2] Митр. Иоанн. "Самодержавие духа". СПб, 1994, стр. 212.

[3] "Массовые предчувствия… выражают . настроенность народа на трагедию". См. Кризисный социум. Наше общество в 3-х измерениях ". М., 1994, институт философии РАН; стр.158-160.

[4] Н.А. Бердяев. Основные проблемы русской мысли 19 в. и н.20 в. - в сб. "О России и русской философской культуре (философы послеоктябрьского зарубежья). М., 1990, стр. 52.

[5] В. Ф-ов, Взаимоотношения раскола и православия (Идеалы раскола и задачи православной миссии). В защиту старой веры. П-г, 1915, стр. 589.

[6] Г. Флоровский, "Встреча с Западом". В сб-ке "Из истории русской культуры 17 – н. 18 вв". М., 1996, т. III, стр. 312.

[7] В.С. Соловьев О русском народном расколе, соч. в 2 т., М.,1989, т. 1.

[8] И.М. Громогласов "Русский раскол и вселенское православие". Богословский вестник, 1898.

[9] B.С. Соловьев. Указ. соч., стр. 180.

[10] И.М. Громогласов. Указ. соч., стр. 31.

[11] Там же.

[12] Там же, стр. 37.

[13] В.О.Ключевский. Западное влияние в России XVII в. ж. Вопросы философии и психологии. 1897 кн. 36, стр. 140; кн. 38, стр.540; кн. 39, стр. 771-773.

[14] П.Н. Милюков. Очерки истории русской культуры. М.,1994, т. 2, стр. 170.

[15] К.Д. Кавелин "Мысли и замечания о русской истории" в сб. К.Д. Кавелин "Наш умственный строй: статьи по философии русской истории и культуре. М., 1989, стр. 200.

[16] Там же, стр. 201.

[17] Б.Н. Чичерин. "Опыты по истории русского права". М., 1858, стр. 376.

[18] Митрополит Иоанн "Самодержавие духа", СПб, 1994, стр. 213.

[19] Там же, стр. 212.

[20] В.О. Ключевский. Курс русской истории, т. 3, стр. 299.

[21] В.О. Ключевский. Указ. соч., т. 3, стр. 375.

[22] В.О. Ключевский, Указ соч., стр. 391.

[23] П.Н. Милюков. Очерки истории русской культуры. М., 1994, т. 2, стр. 168.

[24] Там же, стр. 175.

[25] П.Н. Милюков. Указ, соч., стр. 174.

[26] Там же, стр. 179.

[27] В.В. Молзинский. "Старообрядческое движение второй половины 17 в. в русской научно-исторической литературе". П-г, Ак. культуры, 1997, стр. 120.

[28] Там же, стр. 141.

[29] И.С.Аксаков, Краткая записка о странниках или бегунах, 1851. Русский архив, 1866, № 1-12, стр. 629.

Страницы: 1 2

Гражданская война. Этапы войны. Военные действия и их участники. Сецессия
В 1860 году Бьюкенен проиграл президентские выборы Аврааму Линкольну. Те месяцы, которые оставались до вступления Линкольна на президентский пост (с ноября 1860 г. до марта 1861 г.), сторонник рабовладельцев Бьюкенен использовал для помощи южанам. Он и его министры перебросили на Юг воинские части, перевезл ...

Политические образования периода формирования феодализма в европейской части страны
Если государственность в Закавказье и Средней Азии возникла преимущественно как рабовладельческая, то по-иному обстояло дело у народов, населявших европейскую часть нашей страны. Правда, как мы уже отмечали, и в Средней Азии некоторые народы миновали рабовладельческий строй (эфталиты и др.). С.В. Юшков пола ...