Состояние народного образования, здравоохранения, науки и культуры.Страница 2
Возвращение вузов из эвакуации в места их прежнего расположения, их восстановление и дальнейшее развитие требовали значительных ассигнований. И надо сказать, что, несмотря на большие трудности, которые испытывал бюджет военного времени, государство находило значительные средства на подготовку кадров высшей квалификации. Если в 1942 году, когда сеть вузов резко сократилась, расходы государства на высшую школу составляли 821,3 млн. рублей, то уже в 1943 году они возросли до 1 123,1 млн. рублей, в 1944 году – до 1 980,4 млн. рублей, а в 1945 году составили 2 856 млн. рублей [89].
Деньги в первую очередь шли на расширение подготовки кадров для основных отраслей народного хозяйства, таких, например, как черная и цветная металлургия, нефтяная промышленность, транспорт, строительство, энергетика. В результате этих мероприятий уже к концу войны была восстановлена, а в некоторых отношениях даже превзойдена довоенная сеть высших учебных заведений промышленности и строительства, транспорта и связи, сельского хозяйства, здравоохранения и т.д. Одновременно с восстановлением довоенных учебных заведений шло формирование новых. Всего за военные годы было создано 60 новых высших учебных заведений: 15 – промышленных и строительных, 7 – сельскохозяйственных, 3 – транспорта и связи, и т.д. 5 новых вузов были открыты на Урале, 5 – в Сибири, 12 – в Средней Азии [90].
Даже в годы войны шло увеличение численности студентов, несмотря на то, что в 1941-1942 годах из вузов выбыло 365,6 тыс. студентов [91].
Война оставила тяжелые последствия в области здравоохранения. В республиках и областях, оказавшихся во временной оккупации, медицинские учреждения были полностью разрушены. Всего фашистами было разрушено 6 тысяч больниц, 33 тысячи поликлиник, амбулаторий, диспансеров, детских садов и яслей, 976 санаториев, что больше половины всех имевшихся в стране. Больничная сеть была выведена из строя на 87,7 %. Значительно сократилась медицинская помощь населению в тыловых районах. Хирургические отделения имелись лишь в 29 % сельских больниц, большинство из них не имело стационарных отделений. 57 % родов проходило без наблюдения и помощи врача [92].
Материальная база медицинской науки была также существенно подорвана: груды развалин остались на месте многих НИИ. Были разрушены Институт физических методов лечения им. И.М. Сеченова в Севастополе, Институт туберкулеза в Ялте, Бальнеологический Институт в Пятигорске: уничтожена почти треть имевшихся в стране аптек и фармацевтических предприятий. Ощущался острый недостаток в лекарствах и медикаментах. Поредели ряды медиков.
Война явилась испытанием для советского здравоохранения. Плохое питание во время войны привело к специфическим заболеваниям: дистрофии, авитаминозу. На землях, освобожденных от врага, многие тысячи людей болели различными инфекционными заболеваниями, сыпным и брюшным тифом, дизентерией; высока была заболеваемость туберкулезом и смертность от него, особенно среди населения, находящегося на оккупированных территориях. Вследствие голодания и плохих условий проживания переболели дизентерией, диспепсией, пневмонией и другими заболеваниями около 4 млн. человек, среди которых было еще около полумиллиона умерших[93].
Однако, в 1945 году заболеваемость брюшным и сыпным тифом, туляремией, цингой и прочими болезнями не превышали уровня середины 30-х годов [94].
Война нанесла огромный ущерб культурно – просветительским учреждениям. Только на селе было уничтожено около 8 тысяч клубных учреждений и 4 тысячи массовых библиотек с книжным фондом в 20 млн. томов. Практически сеть культурно – просветительских учреждений пришлось создавать заново.
Значительно сократилась сеть действующих клубов в тыловых районах: одни пришли в ветхое состояние, другие в годы войны использовались под хозяйственные нужды, третьи были заняты под госпитали, четвертые пустовали, т.к. не хватало культработников, оборудования, инвентаря. Недоставало оконного стекла, мебели, топлива, простых керосиновых ламп. Не было возможности приобрести музыкальные инструменты: промышленность только перестраивалась на мирный лад и была занята выпуском другой, более жизненно необходимой продукции [95].
Вышеизложенные факты приводят к выводу, что послевоенное состояние народного образования, здравоохранения, науки и культуры было крайне тяжелым. Причем велики были и материальные потери (разрушено было огромное количество учреждений), и человеческие (возникала проблема кадров). Сложившаяся ситуация требовала проведения срочных специальных мер.
Боевые действия на территории Беларуси осенью-зимой 1812 г. Отступление
французской армии через Беларусь.
Бородинское сражение 7 сентября 1812 г. заставило Наполеона серьезно задуматься об исходе войны. За время, проведенное в Москве, положение французского императора усугубилось. Среди его солдат все более распространялись мародерство, грабеж, насилие. 19 октября 1812 г. французская армия покинула Москву. И зд ...
Церковная реформа
Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа Петра. Во второй половине XVII в. позиции Русской православной церкви были весьма прочными, она сохраняла административную, финансовую и судебную автономию по отношению к царской власти. Последние патриархи Иоаким (1675-1690 гг.) и Адриан (1690- ...