Развитие промышленности БССР в годы третьей пятилетки (1933-1941г.)
Страница 12


История » Развитие промышленности БССР в годы третьей пятилетки (1933-1941г.)

В целях усиления оборонной мощи страны и повышения боеспособности Красной Армии была проведена реорганизация Вооруженных Сил. Они полностью перешли на положение кадровых. Значительно увеличилась численность армии. Кадровый принцип строительства Вооруженных Сил страны был закреплен в новом законе «О всеобщей воинской повинности», принятом на сессии Верховного Совета СССР в сентябре 1939 г. [2, с. 379].

В борьбе за выполнение планов третьей пятилетки и повышение обороноспособности страны применялись мероприятия партии, правительства и профсоюзных органов по укреплению трудовой дисциплины на предприятиях. В 1938 году администрация предприятий получила право увольнения работников за опоздание на 20 минут. 25 июня 1940 г. IX пленум ВЦСПС принял обращение ко всем трудящимся, в котором подчеркивалась неотложная необходимость перехода к 8-часовому рабочему дню и 7-дневной рабочей неделе, решительной борьбы против летунов и прогульщиков — дезорганизаторов социалистического производства. За самовольный уход с предприятия и прогул без уважительных причин применялась уголовная ответственность. 26 июня 1940 г. Президиум Верховного Совета СССР издал указ о введении 8-часового рабочего дня и переходе к 7-дневной рабочей неделе. Осуществление этого указа сразу же благотворно сказалось на работе промышленных предприятий Белоруссии. Один дополнительный час работы на «Гомсельмаше» давал на 11 тыс. руб. продукции. Витебская трикотажная фабрика имени К. Цеткин стала выпускать ежедневно на 1600 кг трикотажного полотна и на 3000 пар носков больше, чем до введения 8-часового рабочего дня. Выпуск недоброкачественной продукции приравнивался к вредительству. Рабочий фактически лишался права на свободный выбор трудовой деятельности и юридически прикреплялся к предприятию.

Огромный размах строительных работ в стране, введение в действие многочисленных новых промышленных предприятий потребовали большого количества новой рабочей силы. Ощущался недостаток в квалифицированных рабочих. Для ликвидации этого недостатка Президиум Верховного Совета СССР издал 2 октября 1940 г. указ «О государственных трудовых резервах СССР». Согласно этому указу, ежегодно должны были подготавливаться для народного хозяйства государственные трудовые резервы в количестве от 800 тыс. до 1 млн. человек путем обучения городской и колхозной молодежи определенным производственным профессиям в ремесленных и железнодорожных училищах и в школах фабрично-заводского обучения.

В Белоруссии уже осенью и зимой 1940 г. было организовано 40 школ фабрично-заводского обучения и 15 ремесленных училищ. Первый набор в них был проведен успешно. Сеть школ ФЗО и ремесленных училищ быстро расширялась. На 18 марта 1941 г. в республике работало уже 95 школ фабрично-заводского обучения, в которых приобретали профессии более 18 тыс. человек [2, с. 380].

В ходе борьбы за развитие промышленности БССР рабочие и инженерно-технические работники встретились и с другими серьезными трудностями. Имели место факты бюрократического руководства предприятиями со стороны ведомств. Некоторые фабрики и заводы работали неритмично, не полностью использовали новейшее оборудование и т. д. Все это тормозило работу промышленности.

Серьезные недостатки в работе промышленности и транспорта имели в то время место и в других республиках Советского Союза. В связи с этим ЦК ВКП(б) решил созвать XVIII конференцию партии. Она состоялась в середине февраля 1941 г. и обсуждала вопросы улучшения работы партийных организаций по руководству промышленностью и транспортом. Конференция отметила, что за два года, прошедшие после XVIII съезда ВКП(б), промышленность и транспорт значительно продвинулись вперед в выполнении третьего пятилетнего плана, но в их работе все еще было много недостатков. Основными причинами этих недостатков были неудовлетворительное руководство промышленностью и транспортом со стороны народных комиссариатов и совершенно недостаточное внимание некоторых партийных организаций к деятельности промышленных предприятий и транспорта [2, с. 381].

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14

Развитие финансовой системы
Эпоха промышленного переворота сопровождалась реорганизацией финансовой системы, обусловленной бурным развитием кредитных учреждений. Потребность в капитале, испытываемая как государством, так и частными предпринимателями, стимулировала развитие процесса централизации временно свободных денежных средств и с ...

“Нормандия” вступает в бой
Французских добровольцев с большой тепло­той приняли в России. Приказом командующего военно-воздушных сил Красной Армии от 4 декабря 1942 года эска­дрилья “Нормандия” была включена в состав советских ВВС. После непродолжительной под­готовки в г. Иванове французские летчики в марте 1943 года были отправлены ...