Судьба евреев Сморгонщины


Одним из самых страшных боков фашистского оккупационного режима был геноцид в отношении жителей еврейской национальности. Звериную политику уничтожения евреев гитлеровские головорезы с беспримерной жесткостью начали проводить с первых дней оккупации на всей территории Беларуси, в том числе и на Сморгонщине.

Перед Великой Отечественной войной в Сморгонском районе евреи компактно проживали в Сморгони, Крево, Солах. По данным переписи количество евреев составляло: в Сморгонском горсовете-2017 человек (всего количество населения города составляла 5138человек); в Жодишковском сельсовете-19; Войстомском-29; Данюшевском- 27; Залесском-12; Кревском-219; Сольском-789.

Когда началась война, по дороге в Молодечно шло на восток много еврейских семей. В этой цепи беженцев были и сморгонские евреи. Но они успели дойти только до деревни Лебедево (Молодечненский район). Там фашисты обогнали их колону, остановили движение на восток и приказали вернуться по домам. Часть людей, тогда вернулась в Сморгонь, а те, кто остался, были сожжены в синагоге в Лебедево.

Фашисты преследовали евреев с первых дней оккупации. Так, сразу же были арестованы евреи, которые занимали управляющие должности в городе. Их расстреляли около городского кладбища.

По данным Чрезвычайной Государственной комиссии по расследованиям злодейств фашистских захватчиков на территории района, гето в Сморгони было организовано в октябре 1941г. А по воспоминаниям уцелевших жертв и жителей города - в июле 1941г. дата ликвидации – конец 1941г., хотя отдельные евреи - специалисты работали тут до 1944г. в гето было согнано все еврейское население города и окружающих деревень, кроме Сол и Крево, там были созданы свои гето.

Сначала в Сморгони их было два: одно в конце ул.Вилейской (теперь Каминского). Там до войны размещалась сельскохозяйственная община-карка. Второе-в центре города около синагоги. Потом их объединили. При переселении с ул. Вилейской удалось убежать 20 евреям. Всем пленным было приказано нашить на одежду желтые шести конечные звезды и круги. Фашисты создали в гето так званный «Юденрат»- еврейский совет, который должен был отвечать за выполнение приказов. Обессиленные, голодные они выполняли тяжелые работы по ремонту дорог: носили камни, копали песок. С каждым днем их положение ухудшалось. Контакты с местным населением строго запрещались под угрозой расстрела. Но были случаи, когда евреи прорывались из гето, что бы обменять какую-нибудь вещь на продукты питания. Невыносимо тяжело было жить, но и на побег решались единицы. И этим единица тяжело было найти прибежище, но за сокрытие евреев угрожал расстрел всей семьи. Именно поэтому и не убегали они, когда их на лошадях перевозили из Сморгонского гето в Ошмяны, хотя охрана была не большая, вокруг лес. Правда на Сморгонщине в глухих деревнях и хуторах прятались евреи. Так, в д. Спеглица (теперь Светиловичи) пряталась одна молодая женщина с трехлетней дочкой. Она была швеёй и перед войной обшивала всю деревню. Жила она у одной многодетной семьи, где было 9 детей. И вот однажды на деревню налетели немцы. Женщина спряталась, а девочку не спрятала, думала, что на детей не обратят внимания. Но один немец сразу же узнал еврейского ребенка. Он схватил девочку за ногу и ударил об борт машины. Девочка была убита. Один еврей спрятался в Добровлянах. Как-то случайно его увидели литовские полицаи и тут же застрелили. В деревне Оленец фашисты расстреляли двух девочек, которые ши пешком из Заскович. Известно, что в Залесье около железной дороги, недалеко от могилы русских солдат, какие погибли в 1-ю мировую войну, в канаве фашисты расстреливали евреев, каких привозили из Заскович, Сморгони и других мест. Уже к концу 1941г. евреев из Сморгонского гето начали партиями переправлять в другие гето и концлагеря, часть их была направлена в Ошмянское гето. Кровавым днем для них стал 22.10.1941г. на окраине леса д. Зеленка было расстреляно больше 500 человек, привезенных из Сморгони.

Гето было и в Солах. Центральная часть деревни вокруг синагоги была обнесена высоким плотным деревянным забором. Через некоторое время к Сольским евреям присоединили евреев из Гервят, Михалишек, Жупран. А в 1942г. их всех вывезли. Обессиленные болезнями и голодом люди с небольшими сумками покидали свои родные места навсегда. Впереди их ждали страдания и смерть. Врезалось в память многих жителей Сол, как маленькая девочка, идя рядом со своей семьёй к железной дороге, несла в руках горшочек с цветами. Было гето и в Крево. Оно находилось в самом центре деревни, в районе аптеки и замка. Жители окружающих деревень видели их грустные колоны на ремонте дорог на Милидовщину, Попелевичи. А зимой, полураздетых их гнали вдоль Борунского костела. Какая дальнейшая их судьба неизвестно.

Социально-экономическая организация кочевых народов
Вся история Азии складывалась под влиянием взаимодействия двух этнокультурных эколандшафтных регионов с противоположными типами хозяйствования: растениеводческого АТП и скотоводческого КТП. Особенности КТП и кочевого образа жизни: 1. В отличие от растениеводческих обществ, создавших великие цивилизации, к ...

Государство Чжоу
Время правления династии Чжоу делится на три периода: период Западного Чжоу (1122—742 гг. до н. э.), Восточного Чжоу (770—403 гг. до н. э.), период «воюющих царств» (403—221 гг. до н. э.). Период Западного Чжоу отмечен более высокой ступенью развития производительных сил, увеличением Численности рабов, раз ...