Облик Астрахани в царствовании Петра
Страница 1


История » Облик Астрахани в царствовании Петра

Медленно, но неуклонно строилась, крепла и ширилась Астрахань. Заключались всевозможные договоры на каменное строительство. Нанимались лучшие мастера.

Особенно изменился облик Астрахани в царствовании Петра I. Появились новые пристани, торговые дворы, таможня.

Строится новый Успенский собор. В избытке требуется кирпич, железо, известь.

Почти в это же время строится и другой каменный храм – церковь рождества Богородицы. О ней сказано: «Это первый христианский храм в Астрахани, построенный после перенесение ее с правого берега. Место храма – центр старинного белгорода.

По архитектуре и местонахождению обращают на себя внимание древний, деревянный храм - заменен, нынешним, каменным, освещенным в 1709 году. На колокольне этой церкви есть колокол с подписью от 1667года. В храме много икон старинного письма». И вот обнаруживается грамота патриарха Иокима о перестройке деревянной церкви. Патриарх указывал: «… церковь Рождества пресвятой Богородицы разобрать и прирубить к ней алтарь крупной тройной вверх на церкви сделать не шатровый, по чину прочих деревянных церквей, а в церкви в алтарных стенах царские двери сделать посерди…».

И дальше идет подробнейшее указание, где разместить какие иконы. Грамоты оканчиваются так «писано на Москве лета 7192 (1684) марта 10».И здесь же, внизу, сургучная патриаршая печать – благославящая рука.

Видно, неспроста так вникал в перестройку сам патриарх. Церковь, находилась в торговой части города, играла важную роль в утверждении православия на окраине России.

А может быть, тому было другая причина? В той же грамоте указано: «И как та церковь совершится и к освещению изготовлена будет, и ту церковь освятить из Яропога Богоролоцкой протополу Льву по нашей благоверенной грамоте, какова к нему послана».

В книге С.К. Крупской «Астраханский край», изданной в 1907 г. в Санкт-Петербурге, на странице восемнадцатой изображен рисунок плезир-яхты, хранившейся в Астрахани. Но описание этой яхты было скудно. Так, автор писала: «Город расположен на левом низком берегу Волги со своим белокаменным собором производит издали более величественное впечатление, чем вблизи». Вблизи поражает неряшливость восточного соседа Персии, отсутствие зелени и пыль, носящаяся в воздухе. Наиболее красивая пристань «Кавказ и Меркурий расположена в порту, самом зеленом уголке Астрахани. Порт заложен еще рукой Петра Великого в 1722 г. и тут же в густой зелени в небольшом домике хранится плезир-яхта и верейка (лодка) императора».

Из дореволюционернных астраханских газет удалось установить, что плезир-яхта, как и большинство других волжских судов, была построена Казанским адмиралтейством в начале 1722 г, специально для нужд русского императора. Прогулочная яхта должна была служить для поездок царя во время долгого похода в Персию. Коллегия иностранных дел считала, что вступление русских войск в Западное Прикаспье необходимо России «для приведения своих земель в надлежащую безопасность».

Летом 1722 года в Прикаспье были сосредоточены значительные морские сухопутные силы. Каспийская флотилия имела в своем составе были 80 морских судов и лодок. Для участия в походе Петр I выехал из Москвы 13 мая 1722 г.

«19 июня, во вторник, в 16-м часу дня, в три четверти, его императорское Величество изволил прибыть к Астрахани водою на галере и яхте и войти в крепость, в кремль…» - как написал в своем дневнике астраханский губернатор А.П. Волынский.

Плезир-яхта служила царю и для осмотра окрестностей города. Петр осматривал сады, где были посажены лозы венгерского и рейнского винограда. Он велел устроить поливные машины для орошения садов и учредить особую садовую контору.

Обратил Петр внимание и на городские улицы, которые при засухе заносились глубоким песком, а при дожде становились грязными, и указал, чтобы каждое судно, приходящее с верховья Волги, привозило с собой несколько камней у мостовой города. Южную окраину Астрахани в то время окружали стоячие воды солончаков, испарение которых заражали воздух. Петр предложил осушить болота. А адмиралу Апраксину приказал: «в Астраханском порте строить адмиралтейство и служителям адмиралтейским определить стоится там же…».

Страницы: 1 2

Особенности экономического развития европейских стран в эпоху первоначального накопления капитала и мануфактурного производства
Великие географические открытия и торговая революция XVI в. “Революция цен” и ее последствия для Западной Европы. Первоначальное накопление капитала: источники, методы и результаты. Особенности развития в Голландии, Англии, Франции и Германии. Возникновение мануфактурного производства. Изменение экономичес ...

Рауф Денкташ – первый президент Турецкой Республики Северного Кипра
Рауф Денкташ – хорошо известно каждому, кто хотя бы поверхностно знаком с кипрской проблемой и ситуацией в восточно-средиземноморском регионе. Бессменный лидер турко-кипрской общины как минимум с 1973 года, первый и пока единственный «президент» никем, кроме Турции, не признанной «Турецкой Республики Северн ...