Основные факторы экономического подъёма 1983-1989 гг.
Страница 5


История » История экономики » Основные факторы экономического подъёма 1983-1989 гг.

Снижение темпов экономического роста до 0,7 %, а также политический и экономический нажим со стороны США и ФРГ заставили французское правительство перейти к новой экономической политике. Была принята "программа из десяти пунктов", которая по имени министра экономики, финансов и бюджета стала называться "планом Делора". Основу его составлял режим жесткой экономии. Главной целью "плана Делора" было объявлено сокращение внешнеторгового дефицита, а продолжение социальных реформ становилось делом второстепенной важности. Реализация программы позволила несколько стабилизировать экономику, но решить проблему увеличения темпов экономического роста до 3% и уменьшения безработицы не удалось.

Новое правительство консерваторов во главе с Ж. Шираком разработало программу наибольшего благоприятствования частному капиталу. Ее основой стали денационализация, сокращение масштабов налогообложения и дерегламентирование различных сфер экономической деятельности.

Причины денационализации во Франции:

1) необходимость восстановления адаптационных способностей фирм;

2) потребности в интернационализации частного капитала;

3) формирование основ «народного капитализма».

За короткий срок правительство подготовило примерно 30 законопроектов, позитивно повлиявших на состояние экономики Франции во второй половине 80-х гг. В 1986-89 гг. в стране наблюдался экономический подъем. Ежегодный прирост ВВП составил в среднем около 3 %, промышленного производства – 4 %. Капиталовложения за этот период выросли более чем на 50 %. Однако к началу 90-х гг. факторы роста исчерпали себя. Весной 1992 г. Франция оказалась втянутой в мировой экономический кризис, который по показателям был сопоставим с кризисом 1974-75 гг.

Антикризисная программа Ж. Ширака:

расширение общественных работ;

активизация жилищного строительства;

обеспечение стабильности франка по отношению к западноевропейским валютам;

приватизация конкурентоспособных государственных предприятий;

поддержание ценовой стабильности;

борьба с безработицей.

В результате в 1995 г. увеличились темпы роста ВВП, капиталовложений, личного потребления. Возросло количество рабочих мест, инфляция уменьшилась до 1, 8 % в год. Темпы роста цен были одними из самых низких среди развитых капиталистических стран, за исключением Канады и Японии. При этом огромное значение приобрело участие Франции в Европейском экономическом сообществе. Выравнивание экономической структуры сделало страну равноправным партнером в ЕЭС.

Таким образом, в современной экономике можно выделить три основных центра: США, Японию и интегрированную Европу.

Не менее важной характеристикой современного этапа развития мировой экономики является распад мировой социалистической системы и переход этих стран от командно-административной к рыночной системе.

Несмотря на серьезные страновые различия в проведении экономических реформ, все они условно делятся на две группы: радикальные и эволюционистские. Практика показывает, что страны, вставшие на путь радикальных преобразований, добились лучших результатов. Они уже прошли период экономического кризиса и продемонстрировали стабилизацию или уже начавшийся рост производства. К их числу относятся Польша, Чехия, Словения, Венгрия, Румыния. Страны, осуществляющие медленную или постепенную трансформацию своей командной экономики в рыночную (Россия, Болгария, Македония, Хорватия, большинство стран СНГ), добились меньших результатов.

Страны радикальных экономических реформ добились существенных результатов не только в либерализации своей экономики, ликвидации бюрократических институтов прежней системы управления, но и в практическом осуществлении макроэкономической или финансовой стабилизации, создании рыночной инфраструктуры. Суть вопроса о переходе к рыночной экономике не сводится к априорному выбору стратегии или к темпам этого перехода. В различных странах этот выбор делается по-разному в зависимости от конкретных условий (табл. 23).

Так, в России поиск путей перехода к более эффективной модели хозяйствования начался в середине 80-х гг. и продолжается по сей день. В его рамках выделяются три основных периода реформирования (табл. 24).

Таблица 23

Годовые приросты ВВП и промышленного производства (ПП)

в постсоциалистических странах (%)

Страны

1990

1991

1992

1993

1994

 

ВВП

ПП

ВВП

ПП

ВВП

ПП

ВВП

ПП

ВВП

ПП

Польша

-11,6

-24,2

-7,0

-11,9

2,6

3,9

3,8

7,3

5,0

13,0

Чехия

-1,2

-3,3

-14,2

-24,4

-6,4

-7,8

-0.9

-7,9

2,6

2,3

Словения

-4,7

-10,5

-8,1

-12,4

-5,4

-13,2

1,3

-2,8

5,0

6,4

Румыния

-8,2

-19,0

-12,9

-22,8

-8,2

-21,9

1,3

1,3

3,5

3,3

Россия

-2

 

-12,8

-8,0

-19,2

-18,0

-12

-14,1

-15

-20,9

Украина

-3,6

 

-11,6

-4,8

-13,7

-6,4

-14.2

-22,8

-19

-27,7

Хорватия

-8,5

 

-20,9

-28,5

-8,7

-14,6

-3,7

-5,9

0,8

-2,7

Болгария

-9,1

-17,2

-11,7

-22,2

-5,7

-15,9

-1,5

-10

0,2

2,0

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Экономическая политика Екатерины II
Ко второй половине XVIII в. в феодальной экономике России произошли серьезные изменения. Создание всероссийского рынка, активное участие страны в международной торговле привели к усилению товарно-денежных отношений. В 1754 г. были созданы Банк для дворянства и купеческий банк, дававшие краткосрочные ссуды п ...

Политическое развитие Чехословакии в межвоенный период
Февральская конституция 1920 г., авторами которой были в основном чешские деятели, определяла ЧСР как парламентскую демократическую республику. Высшим законодательным органом был парламент. Он состоял из двух палат - палаты депутатов и сената, включавших соответственно 300 и 150 представителей. Однако и пре ...