Основные факторы экономического подъёма 1983-1989 гг.Страница 5
Снижение темпов экономического роста до 0,7 %, а также политический и экономический нажим со стороны США и ФРГ заставили французское правительство перейти к новой экономической политике. Была принята "программа из десяти пунктов", которая по имени министра экономики, финансов и бюджета стала называться "планом Делора". Основу его составлял режим жесткой экономии. Главной целью "плана Делора" было объявлено сокращение внешнеторгового дефицита, а продолжение социальных реформ становилось делом второстепенной важности. Реализация программы позволила несколько стабилизировать экономику, но решить проблему увеличения темпов экономического роста до 3% и уменьшения безработицы не удалось.
Новое правительство консерваторов во главе с Ж. Шираком разработало программу наибольшего благоприятствования частному капиталу. Ее основой стали денационализация, сокращение масштабов налогообложения и дерегламентирование различных сфер экономической деятельности.
Причины денационализации во Франции:
1) необходимость восстановления адаптационных способностей фирм;
2) потребности в интернационализации частного капитала;
3) формирование основ «народного капитализма».
За короткий срок правительство подготовило примерно 30 законопроектов, позитивно повлиявших на состояние экономики Франции во второй половине 80-х гг. В 1986-89 гг. в стране наблюдался экономический подъем. Ежегодный прирост ВВП составил в среднем около 3 %, промышленного производства – 4 %. Капиталовложения за этот период выросли более чем на 50 %. Однако к началу 90-х гг. факторы роста исчерпали себя. Весной 1992 г. Франция оказалась втянутой в мировой экономический кризис, который по показателям был сопоставим с кризисом 1974-75 гг.
Антикризисная программа Ж. Ширака:
расширение общественных работ;
активизация жилищного строительства;
обеспечение стабильности франка по отношению к западноевропейским валютам;
приватизация конкурентоспособных государственных предприятий;
поддержание ценовой стабильности;
борьба с безработицей.
В результате в 1995 г. увеличились темпы роста ВВП, капиталовложений, личного потребления. Возросло количество рабочих мест, инфляция уменьшилась до 1, 8 % в год. Темпы роста цен были одними из самых низких среди развитых капиталистических стран, за исключением Канады и Японии. При этом огромное значение приобрело участие Франции в Европейском экономическом сообществе. Выравнивание экономической структуры сделало страну равноправным партнером в ЕЭС.
Таким образом, в современной экономике можно выделить три основных центра: США, Японию и интегрированную Европу.
Не менее важной характеристикой современного этапа развития мировой экономики является распад мировой социалистической системы и переход этих стран от командно-административной к рыночной системе.
Несмотря на серьезные страновые различия в проведении экономических реформ, все они условно делятся на две группы: радикальные и эволюционистские. Практика показывает, что страны, вставшие на путь радикальных преобразований, добились лучших результатов. Они уже прошли период экономического кризиса и продемонстрировали стабилизацию или уже начавшийся рост производства. К их числу относятся Польша, Чехия, Словения, Венгрия, Румыния. Страны, осуществляющие медленную или постепенную трансформацию своей командной экономики в рыночную (Россия, Болгария, Македония, Хорватия, большинство стран СНГ), добились меньших результатов.
Страны радикальных экономических реформ добились существенных результатов не только в либерализации своей экономики, ликвидации бюрократических институтов прежней системы управления, но и в практическом осуществлении макроэкономической или финансовой стабилизации, создании рыночной инфраструктуры. Суть вопроса о переходе к рыночной экономике не сводится к априорному выбору стратегии или к темпам этого перехода. В различных странах этот выбор делается по-разному в зависимости от конкретных условий (табл. 23).
Так, в России поиск путей перехода к более эффективной модели хозяйствования начался в середине 80-х гг. и продолжается по сей день. В его рамках выделяются три основных периода реформирования (табл. 24).
Таблица 23
Годовые приросты ВВП и промышленного производства (ПП)
в постсоциалистических странах (%)
Страны |
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 | |||||
ВВП |
ПП |
ВВП |
ПП |
ВВП |
ПП |
ВВП |
ПП |
ВВП |
ПП | |
Польша |
-11,6 |
-24,2 |
-7,0 |
-11,9 |
2,6 |
3,9 |
3,8 |
7,3 |
5,0 |
13,0 |
Чехия |
-1,2 |
-3,3 |
-14,2 |
-24,4 |
-6,4 |
-7,8 |
-0.9 |
-7,9 |
2,6 |
2,3 |
Словения |
-4,7 |
-10,5 |
-8,1 |
-12,4 |
-5,4 |
-13,2 |
1,3 |
-2,8 |
5,0 |
6,4 |
Румыния |
-8,2 |
-19,0 |
-12,9 |
-22,8 |
-8,2 |
-21,9 |
1,3 |
1,3 |
3,5 |
3,3 |
Россия |
-2 |
-12,8 |
-8,0 |
-19,2 |
-18,0 |
-12 |
-14,1 |
-15 |
-20,9 | |
Украина |
-3,6 |
-11,6 |
-4,8 |
-13,7 |
-6,4 |
-14.2 |
-22,8 |
-19 |
-27,7 | |
Хорватия |
-8,5 |
-20,9 |
-28,5 |
-8,7 |
-14,6 |
-3,7 |
-5,9 |
0,8 |
-2,7 | |
Болгария |
-9,1 |
-17,2 |
-11,7 |
-22,2 |
-5,7 |
-15,9 |
-1,5 |
-10 |
0,2 |
2,0 |
Реформы Ивана IV. Земская реформа - начат созыв Земских соборов
Возникшие в XVI веке земские соборы. Они представили собой совмещение в одном учреждении тех двух начал, которые действовали раздельно в центральном и областном управлении: начала приказной бюрократической службы, представленного на соборах личным составом центральных государственных учреждений, и начала на ...
Состояние народного образования, здравоохранения, науки и культуры.
Исходя из вышеизложенных данных о количестве разрушений, размерах нанесенного ущерба, материальном уровне советского народа, можно предположить, что и народное образование, и здравоохранение, и культура также пострадали в годы войны. Чтобы выявить основные проблемы, появившиеся к концу войны в данной сфере ...