Пятая республика – голлистский и постголлистский режимы. Конституция 1958г
Страница 1


История » Франция как пример правового государства после Второй мировой войны » Пятая республика – голлистский и постголлистский режимы. Конституция 1958г

Конституция - основной закон страны. Она содержит в себе все основные правила и принципы устройства государства и его работы. По Конституции государства можно судить о степени его правового развития и о его приверженности принципам демократии.

Проект новой конституции был закончен в рекордно короткие сроки. 28 сентября 1958 года состоялся референдум, на котором была принята новая конституция. На все про все, от начала работы до проведения референдума, ушло примерно три с половиной месяца. 4 октября 1958 года новая Конституция была промульгирована и вступила в силу.

Опираясь на данные историка Сироткина В. Г. можно сказать, что текст Конституции Франции 1958 года состоит из очень краткой преамбулы и 95 статей, сведенных в 15 разделов. Также в текст Конституции были включены Декларация 1789 года и преамбула к Конституции1946 года. Дело в том, что именно в двух названных документах сформулированы основные права и свободы, а равно подтверждается принцип разделения властей.

Присоединение этих двух документов говорило о приверженности Франции фундаментальным принципам демократического государства. Поскольку во французском праве основные права и свободы сформулированы в качестве основополагающих принципов, то можно сделать вывод, что они не подлежат пересмотру или отмене законодателем. А орган конституционного надзора должен следить, чтоб прокламированные принципы (включая и разделение властей) не нарушалось текущем законодательством[42].

К числу основных принципов Конституция относит национальный суверенитет. Он принадлежит только народу и никакая отдельная личность или группа не могут присвоить себе его осуществление.

Осуществление национального суверенитета в соответствии с принципом разделения властей возлагается на три ветви власти. Принцип, закрепленный еще в ст. XVI Декларации прав человека и гражданина 1789 года, — нет конституционного строя, если нет разделения властей — не подлежащая пересмотру составная часть французского конституционного права.

ПРЕЗИДЕНТ. Центральное место в системе государственных органов Франции отведено президенту республики. Полномочия президента касаются самых важных сторон государственной жизни. Он глава государства. Он осуществляет верховное представительство страны во всех актах внутриполитической и международной жизни. Он обеспечивает соблюдение Конституции и нормальное функционирование государственных органов и преемственность государства. Он гарант национальной независимости, территориальной целостности и соблюдения международных договоров. Он возглавляет вооруженные силы страны. Президент Франции не несет политической, т.е. парламентарной ответственности[43].

Специфика положения президента в о Франции состоит в том, что в силу своих полномочий он как бы участвует в функционирование каждой из ветвей власти. И в то же время ни одну из них нельзя отождествлять с президентом или исключительно с президентом.

С 1962 года президент избирается на всеобщих прямых выборах. Президент избирается сроком на 7 лет. Ограничения в переизбрании во Франции не предусмотрено. Во Франции отсутствует пост вице-президента. В случае вакансии поста главы государства его обязанности временно исполняет председатель сената — верхней палаты парламента. Исполняющий обязанности несколько ограничен в своих полномочиях. Он не может, в частности, объявлять референдум, досрочно распускать Национальное собрание или проводить пересмотр Конституции.

Президент республики наделен обширными полномочиями. Часть из них он осуществляет самостоятельно, часть — совместно с другими государственными органами.

Наиболее существенные права президента.

· Это, прежде всего, назначение премьер-министра.

· Президент обладает правом досрочного роспуска Национального собрания — нижней палаты парламента. Правда предварительно он должен запросить премьер-министра и председателей палат, однако их мнение имеет лишь консультативный характер. Решение принимает президент.

· Президент возглавляет вооруженные силы. Он председательствует в советах и в высших комитетах национальной обороны. Глава государства представляет страну в международных отношениях. Он ведет переговоры о заключении международных договоров и ратифицирует их.

· Президент республики может по собственной инициативе ввести в действие механизм ст. 16 Конституции, предусматривающих использования чрезвычайных полномочий. В этом случае президент обязан запросить мнение премьер-министра, председателей палат парламента и Конституционного совета. (Этот механизм несколько раз использовал только генерал де Голль. В настоящее время все чаще идут разговоры об его отмене.

Страницы: 1 2 3 4 5

Свёртывание НЭПа. Заключения и выводы
С октября 1928 года началось осуществление первого пятилетнего плана развития народного хозяйства. При этом в качестве плана на первую пятилетку был принят не проект, разработанный Госпланом СССР, а завышенный вариант, составленный ВСНХ не столько с учётом объективных возможностей, сколько под давлением пар ...

Резное убранство Георгиевского собора
По сохранившимся частям стен собора и в особен­ности северной стены можно составить представление о первоначальной системе резного убранства собора. В отличие от владимирского Димитриевского собора вся поверхность фасадов покрыта резьбой. Она опле­тает своим узором не только плоскости стен, но и все архитек ...