Кризис пятой республики
Страница 1


Летом 1968 г. во Франции произошли крупные социальные потрясения, начало которым положили волнения студентов. Демократическую часть студенчества, особенно все более и более многочисленных выходцев из среды мелкой буржуазии, рабочих и служащих, не удовлетворяла старая система французского высшего образования, сложившаяся еще при Наполеоне I. Около половины студентов было вынуждено сочетать учебу с работой. Отсутствие необходимых материальных условий и сложная система экзаменов приводили к тому, что 70—80% студентов, принятых на первый курс, не могли окончить учебу. Но даже те, кто получал диплом о высшем образовании, в отличие от довоенного времени и первых послевоенных лет, не имели гарантий трудоустройства и не могли рассчитывать на обеспеченное будущее[60].

С начала 1968 г. в Париже и в ряде других городов все чаще и чаще происходили студенческие волнения. Студенты отказывались сдавать экзамены, в которых они видели средство социальной дискриминации, протестовали против классового характера системы высшего образования, провозглашали: «Нет буржуазному университету!» Вскоре они призвали перейти «от критики университета к критике общества» и объявили своей задачей всеобщее отрицание и «оспаривание». Ведущую роль среди студентов стали играть гошисты, которых возглавлял 23-летний выходец из Германии Даниэль Кон-Бендит. Гошисты срывали занятия, устраивали стычки с полицией, предлагали немедленно ликвидировать «классовый университет» и правительство. «Говори «нет» всему», — призывали их вожаки. 3 мая 1968 г. в ответ на угрозу исключения Кон-Бендита и его друзей из универститета студенты организовали митинг протеста во дворе старого здания Сорбонны. Университетские власти, вопреки многолетней традиции, обратились к полиции, которая прибегла к арестам и избиениям студентов. Тогда Национальный союз студентов и Национальный профсоюз работников высшей школы объявили забастовку. В Париже начались массовые студенческие демонстрации, сопровождавшиеся стычками с полицией.

Выступления студентов дали толчок массовому движению рабочих. Всеобщая конфедерация труда и другие профсоюзные центры призвали к демонстрациям и забастовкам солидарности со студентами. Их инициативу поддержала Коммунистическая партия и другие левые группировки. 13 мая 1968 г. на демонстрацию в Париже вышло около 600 тыс. человек, требовавших прекращения полицейских репрессий, освобождения арестованных студентов, демократизации высшей школы, отставки министра внутренних дел и начальника полиции. Напоминая, что де Голль находится у власти почти 10 лет, часть демонстрантов несла плакаты «Десяти лет достаточно! Прощай, де Голль!». Одновременно с демонстрацией 13 мая начались забастовки, которые быстро переросли во все общую стачку. По всей стране рабочие прекращали работу и занимали предприятия. Они требовали повысить СМИГ и заработную плату, улучшить социальное обеспечение, принять меры против безработицы, гарантировать соблюдение прав профсоюзов, уважать демократические свободы. Через несколько дней число бастующих достигло невиданной ранее цифры — 10 млн. человек. Большинство предприятий и банков прекратило работу. Остановился транспорт, прекратили вещание радио и телевидение. В течение многих недель бездействовали учебные заведения, занятые бастующими студентами.

Вслед за студентами, рабочими, служащими начали протестовать крестьяне. 24 мая они провели национальный день борьбы против сельскохозяйственной политики правительства, организовали демонстрации, перегородили дороги[61].

Правительство растерялось и решило пойти на уступки. 27 мая 1968 г. в резиденции Совета министров на улице Гренель представители профсоюзов, предпринимателей и правительства подписали Гренельское соглашение, по которому заработная плата поднималась в среднем на 14%, а минимум заработной платы — на 35% в промышленности и на 56% в сельском хозяйстве. В результате СМИГ увеличился с 400 до 600 франков, пособия по безработице — на 15%, пенсии — на 15—20, семейные пособия — на 50%. Часть рабочих сочла эти уступки недостаточными и продолжала бастовать[62].

Страницы: 1 2 3

Социальная сущность войны и ее взаимосвязь с политикой на примере уроков Второй мировой войны
Войны всегда воздействовали на все сферы общественной жизни, затрагивали коренные интересы воюющих государств и их социальных групп, вызывали у них определенные отношения к ходу и исходу вооруженной борьбы, соответствующие оценки её итогов и уроков. Являясь продолжением политики определенных социальных сил ...

Итоги внешнеполитической деятельностиФ.Франко
Все отзывы о Ф.Франко его современников неизбежно носили конъюнктурный характер. Ничего удивительного в этом нет. Ф.Франко был слишком заметной и влиятельной фигурой на европейской политической сцене, слишком во многом оказался замешан в разные периоды своей жизни, для того чтобы избежать подчас весьма откр ...