Заключение
Страница 1


Как уже отмечалось выше, в правовом государстве права и обязанности субъектов, подчиняющихся праву, определяются конституцией и законом. Классическим примером такого правового государства можно считать Францию.

На протяжении последних трех – четырех веков Франция была, - и поныне остается одной из ведущих держав Европы и мира. Франция является постоянным членом Совета Безопасности ООН, член – учредитель Североатлантического пакта в 1949 г. и «общего рынка» в 1957 г., участник почти всех международных организаций. Место Франции в мире определяется не только ее экономическими, военными и политическими возможностями, но и многими другими факторами, в том числе историческими традициями.

Влияние Франции на западноевропейскую историю и культуру трудно переоценить. Слова известного русского историка Н. Я. Данилевского, что «можно знать превосходно историю Англии, Италии, Германии и все-таки не знать истории Европы; Будучи же знаком с историей Франции, знаешь в сущности и всю историю Европы»[68]едва ли грешат преувеличением. Богатейшая история Франции дает все основание для такого утверждения, не утратившего своей справедливости и в наше время.

Не менее богата и конституционная история Франции. Невозможно, пожалуй, найти другую страну со столь интенсивным и плодовитым творчеством. Новая и Новейшая история Франции принесла ей 16 конституций, около 20 полуконституционных режимов и режимов де-факто. В этом контексте определение Франции как «лаборатории конституций», а французов как «великих потребителей конституций» не только удачная метафора[69].

Конституционный опыт страны оказывал и оказывает существенное влияние на конституционное развитие многих стран мира. Знаменитая французская Декларация прав и свобод гражданина 1789 года не только положила начало конституционной истории Франции, но и во многом определила развитие и современное состояние института прав человека в мире.

В настоящее время во Франции действует Конституция 1958 года, принятая на референдуме 28 сентября и положившая начало Пятой Республике. Это семнадцатая конституция в истории Франции. Прямым поводом для ее принятия послужил целенаправленный мятеж в Алжире, в то время французской колонии, и угроза гражданской войны в самой метрополии. Несмотря на то, что конституция была довольно плохо принята специалистами конституционного права и рассматривалась как акт, принятый в силу сложившихся обстоятельств, Конституция 1958 года уже более сорока лет остается основным законом страны и после основного закона Третьей Республики имеет самый длительный срок существования.

Необходимо отметить, что первоначальное отношение к конституции как к юридическому акту, закрепляющему организацию политической власти во Франции, трансформировалось в более значительное и широкое восприятие этого документа. Теория профессора М. Ориу о существовании в обществе двух конституций – политической и социальной, доминировавшая во Франции в период между двумя мировыми войнами, сменилась идеями, интегрирующими в конституции политическое и социальное начала. Идея противопоставления политической конституции и конституции социальной – как свобода прав и свобод граждан – лишала Декларацию прав и свобод гражданина 1789 года качества юридического документа, превращая его тем самым в простой перечень политических, идеологических принципов.

В этом контексте ныне действующая конституция 1958 года во Франции, следуя терминологии М. Ориу, - скорее политическая конституция. Обретением же качества социальной она обязана деятельности Конституционного Совета, своими решениями включившего в число конституционных источников права Декларацию прав и свобод гражданина 1789 г. и положения преамбулы Конституции 1946 г., фиксирующей значительное число прав и свобод граждан.

Страницы: 1 2 3 4 5

Причины гибели рабовладельческой системы
Государства древнего мира неоднократно сталкивались с кризисом воспроизводства. Так, первый кризис, обусловленный низкой производительностью общины и упадком собственно государственных хозяйств в III тыс. до н.э., привел к постепенному перемещению частнорабовладельческих хозяйств в города и переходу большей ...

Экономический быт и хозяйственная культура средневековья
Относительный консерватизм и устойчивость средневековой экономики во многом определялись господством "духа традиционализма" в обществе. Это проявлялось в унаследованном от более ранних аграрных обществ стремлении поддерживать лишь получение жизненного минимума в рамках простого воспроизводства. Тр ...