Заключение


Примечательна та огромная роль, которая принадлежит самозванцам в отечественной истории XVII—XVIII вв. Остается еще много нерешенных вопросов в истории этого явления как социального, так и внутриполитического характера — да и вряд ли когда-нибудь все они будут решены.

Почему же в рассматриваемый период самозванство приобрело масштабы настоящей эпидемии? Представляется, в XVII—XVIII вв. самозванство являлось универсальным способом, который самые широкие слои населения избрали для достижения своих целей: крестьяне, простой люд – для облегчения существования и наказания угнетателей; казаки – для вольницы; разбойники, бродяги и ушкуйники как российские, так и иностранные – для грабежа и безнаказанности; власть имущие – для большей власти и обогащения; внешние силы – для ослабления русского государства и захвата богатств, территорий и подданных; Ватикан – для увеличения своего католического «электората» и, соответственно, власти над умами и жизнями.

В глазах народных масс самозванец олицетворял веру в справедливость и добро. Кто-то верил в подлинность самозванца, кто-то хотел верить, а кто-то знал правду, но скрывал ее во имя пользы дела или своей собственной пользы.

Некоторые из самозванцев явились предвестниками произошедших много позже перемен. Так, например, тенденции, наметившиеся в правлении Лжедмитрия I, были в последствии воплощены в жизнь Петром I, а Пугачёвское восстание стало не последней причиной, подтолкнувшей правительство к освобождению крестьян в 1861 году.

Могло ли быть благотворным правление на Руси самозванцев? Сейчас судить трудно, но можно и предположить: долгое правление некоторых самозванцев на Руси вполне бы могло привести к тому, что было бы преодолено отставание от Западной Европы - и в военном деле, и в образовании, и в сфере общественных отношений.

Разгон Второй Думы. Конец революции
1 июня 1907 года Столыпин, используя фальшивку, решил избавиться от сильного левого крыла и обвинил социал-демократов в “заговоре” с целью установления республики. Однако Дума не только не выдала социал-демократическую фракцию, но даже создала комиссию для расследования всех обстоятельств. Комиссия пришла к ...

«Последняя жемчужина» владимиро-суздальского зодчества. Историческая биография Георгиевского собора
Легенда говорит, что князь Святослав призвал к себе артель каменщиков, строивших для великого князя Юрия Всеволодовича, и задал им такой вопрос: - Можете ли вы поставить в моем граде храм, пусть поменее суздальского, но хочу, чтобы красою сво­ею он затмил бы все, что строили мой дядя, мой отец и мои братья ...