Причины войны
Страница 2


Летом 1980 года, после убийства Амина, Кармаль вернулся на родину и изгнал многих своих бывших врагов из правительства и ведущих министерств.

Сразу после своего прихода к власти после апрельской революции 1978 года Тараки и Амин, а позже и Кармаль, пытались насадить коммунистическую идеологию, развернуть атеистическую кампанию и построить социализм в отсталой, племенной и частично феодальной, многонациональной мусульманской стране. Такая внутренняя политика, обусловленная исключительно догмами марксизма (в том виде, каком они преподносились советским руководством), а не на реальными и объективными законами, управляющими афганским обществом и экономикой, неизбежно должна была привести Афганистан к усугублению и без того кризисной ситуации. Почти не успев начаться, процесс интеграции феодально-раздробленного общества на основе возникновения экономических связей между отдельными провинциями был насильственно прерван.

Таким образом, по мнению западных специалистов, кризис был вызван, с одной стороны, внутренним фактором - непродуманной и подогнанной под марксистские догматы модернизацией афганских социально-политической и экономической структур, и, с другой, внешним и наиболее важным фактором - вводом советских войск в декабре 1979 года.

По признанию бывшего начальника генштаба пакистанской армии отставного генерала Мирзы Аслам Бега, начало движению «Талибан» было положено еще в середине 80-х гг. Тогда Пакистан и США совместными усилиями создали в приграничных районах Афганистана и Пакистана многочисленные медресе ¾ религиозные школы, рассматривая их как “религиозно-идеологический пояс вдоль афгано-пакистанской границы для поддержки боевого духа моджахедов”. Главная роль в этой акции принадлежала МВД Пакистана во главе с Насруллой Бабаром. Обучавшиеся в этих медресе афганские беженцы и моджахеды и стали первыми талибами, причем помимо религиозной и общеобразовательной подготовки они получали также подготовку военную. Стоит заметить, что талибов в истинном значении этого слова как «студентов», учившихся в религиозных учебных заведениях, в этом движении немного: подавляющее большинство даже командного состава составляют бывшие моджахеды, которые не имеют религиозного образования и до вступления в движение “Талибан” принадлежали к различным группировкам. Есть среди талибов и те, кто попал к ним по принуждению.

Руководство же движения состоит в основном из духовных лиц. Лидером движения является мулла Мохаммад Омар. Руководство движением и принятие решений осуществляются “большой шурой”, состоящей из 50 человек, а также “малой шурой” из 30 человек (она принимает менее важные решения). Все решения “большой” и “малой” шуры принимаются только коллективно.

Что касается идейной направленности движения “Талибан”, то, являясь движением религиозно-политическим, оно стремится силой распространять исламские традиции и законы шариата по территории страны и, возможно, даже за ее пределами. Религиозное мировоззрение талибов в значительной степени радикальное, и даже духовные лидеры Исламской Республики Иран, известной своим религиозным фанатизмом, возведенным в ранг государственной политики, охарактеризовали ислам талибов как «средневековый».

Активную деятельность талибы начали с середины 1994г.: они быстро и легко захватили Кандагар и двинулись на северо-восток и запад страны. Уже в феврале 1995г. талибы предприняли первую попытку овладеть Кабулом, однако весной 1995г. были остановлены войсками Ахмад Шаха Масуда под Кабулом и отброшены из западных районов отрядами губернатора Герата Исмаил Хана. Однако осенью 1995г. талибы начали второе наступление, в процессе которого Исмаил Хан был разбит и бежал в Иран. К концу 1995г. талибы установили контроль над 14 из 30 провинций Афганистана, завладев практически всем югом, западом и частью юго-востока страны. В сентябре 1996г. под их контролем находились провинции Нангархар, Лагман и Кунар. Наконец, 27 сентября 1996г. талибы вступили в афганскую столицу Кабул и казнили бывшего президента Мохаммада Наджибуллу и его брата Шахпура Ахмадзая, обвинив их в измене исламу и злоупотреблении властью в годы правления Наджибуллы.

Страницы: 1 2 3 4

Экономика России в конце XVIII-перв. трети XIX вв.
Социально-экономическое положение России в конце XVIII-первой трети XIX в., приходящееся на повышательную фазу экономического цикла 1800-1850 гг., было предкризисным, поскольку в экономике переплелись самым сложным образом старые, феодальные формы хозяйства и новые, рыночные отношения. Несмотря на различия ...

Связь с российским правительством и начало службы  в составе московского войска
После того как Золотая Орда прекратила свое существование, казаки, покидая службу на границах рязанского и других княжеств, стали уходить в степи и занимали свои прежние места. С границ московских княжеств и к концу царствования Иоанна III на Дон и Терек ушло более 4000 казаков. Большинство ушедших осели в ...