Конфуцианская цивилизация Китая
Страница 1


История » Конфуцианская цивилизация » Конфуцианская цивилизация Китая

В китайской цивилизации переход от древности к средневековью произошел почти незаметно, без тех потрясений, которые сопровождали этот процесс на Западе.

Переломным моментом в истории Китая стало появление конфуцианства. Его сбздателем был философ и педагог Конфуций (Кун-цзы, 551-479 гг. до н. э.), стремившийся к созданию идеального государства, основанного на твердых нравственных принципах и гармоничных социальных отношениях. Учение Конфуция, спустя несколько веков ставшее государственной религией, на протяжении двух тысячелетий было основой духовной жизни китайского общества и в значительной степени определяло его социально-экономическое развитие.

Идеология конфуцианства пронизана рациональностью и практицизмом. Конфуций и его последователи разработали методы управления государством, систему отношений в обществе и в семье, этические нормы. Средоточием высшего блага и гармонии, образцом для подражания в конфуцианстве .считается Небо - древнее божество. Подражание небесной гармонии нацеливает человека на создание своего рода Царства Божьего на земле.

Государство в конфуцианстве определяется как большая семья, где у каждого есть строго отведенное место, соответственно которому следует себя вести. Стержнем, на котором держится все государство, по Конфуцию, являются преданность и покорность. Они должны пронизывать всю жизнь общества сверху донизу: дети почитают родителей, младшие братья и сестры - старших, а подданные - своих правителей. Но принцип большой семьи подразумевал и предельную ответственность власти (“родителей”) перед народом. Только тогда в государстве (“семье”) будет царить взаимное доверие, без которого немыслимо стабильное существование.

Особое значение Конфуций придавал нравственному облику чиновников - опоре власти и ее представителям. В Китае существовали специальные школы, где тщательно готовили новую бюрократическую элиту. А когда конфуцианство превратилось в официальную религию, оно стало основным предметом в системе государственных экзаменов.

Чиновником мог стать только тот, кто блестяще знал труды Конфуция.

Конечно, реальность нередко расходилась с благородными идеями великого философа: иные чиновники могли наизусть знать его “моральный кодекс”, но на практике быть нечестными и корыстолюбивыми. Однако, судя по всему, тех, кто искренне и ревностно исполнял свои обязанности, было значительно больше. Известно, что в XVI в. чиновники-инспекторы, обеспокоенные бедственным положением населения, периодически предлагали императору широкую программу реформ. Вначале власть отвечала на это репрессиями: смелых чиновников казнили, ссылали, в лучшем случае - лишали должности. Многие, не дожидаясь расправы, кончали с собой. Но, в конце концов правительство вынуждено было пойти на некоторые преобразования. Таким образом, конфуцианство, с его идеей гуманности власти, укрепляло бюрократический аппарат и в итоге - саму государственность .

Китайский этнос создал особый тип культуры, отличающий его от культур других народов. Социальная этика и административная практика здесь всегда играли более значительную роль нежели мистика и индивидуалистические поиски спасения. Здравомыслящий китаец никогда не задумывался над таинствами бытия и проблемами жизни и смерти, зато он всегда видел перед собой эталон высшей добродетели и считал своим священным долгом ему подражать. Величайшими и общепризнанными пророками здесь считались те, кто учил жить достойно, в соответствии с принятой нормой, жить ради жизни, а не ради блаженства на том свете или спасения от страданий. Не религия как таковая, но прежде всего ритуализированная этика формировала облик традиционной китайской культуры.

Страницы: 1 2 3 4

Характеристика конституции на начальном этапе. Состав Конституции. Характеристика статей
Первоначальный текст Конституции, на первый взгляд, кажется простым, логичным, сжатым. Хотя при более внимательном рассмотрении обнаруживается, что в нем много нечеткого, неконкретного и противоречивого. Он изобилует общими выражениями. В Конституции отсутствуют положения о важнейших институтах политической ...

Большевики
После арестов в апреле-июле 1989 г., у РСДРП уже не было ни ЦК, ни центрального органа, и по заключению Ленина, партия переживала глубокий идеологический и организационный кризис, связанного с преобладанием экономизма. Борьбу с экономизмом возглавил Плеханов и Ленин. С конца 1900 г. центром группирования р ...