Резное убранство Георгиевского собора
Страница 1


История » Георгиевский собор г. Юрьев-Польский » Резное убранство Георгиевского собора

По сохранившимся частям стен собора и в особен­ности северной стены можно составить представление о первоначальной системе резного убранства собора. В отличие от владимирского Димитриевского собора вся поверхность фасадов покрыта резьбой. Она опле­тает своим узором не только плоскости стен, но и все архитектурные детали. Колончатый пояс, исполненный в той же системе, что и пояс Суздальского собора, то есть углубленный в стену, приобрел здесь чисто декоративный характер - за ним внутри нет хор, над ним стена не утоньшается; сама аркатура с ее причуд­ливыми арочками фактически превратилась в орнамент. Резьба как бы обтягивает архитектурные детали, так что они порой теряют свою конструктивную четкость.

Так, капители порталов превращаются как бы в высе­ченный из целого камня фигурный блок, сплошь по­крытый растительным орнаментом. Капители пилястр также отходят от изящной формы' капителей ХII века, их плоские фасы украшены великолепно вырезанными ликами дев и воинов. Мастера идут дальше строителей Суздальского собора, решаясь прервать ствол угловых полуколонок своеобразным венком из человеческих головок, изваянных уже не в рельефе, но в круглой объемной манере.

Пышность и обилие резьбы усиливают ощущение тор­жественной неподвижности и тяжести здания, его дра­гоценной материальности. Любопытно, что это чувство­вали и сами строители собора. Его цокольный профиль резко отличается от профилей ХII века, он приобретает напряженное очертание, его элементы сильнее высту­пают вперед, как бы выдавленные грузом отягченной пышным убором стены.

Суще­ственным техническим и художественным новшеством декоративной системы Георгиевского собора является сочетание двух манер резьбы – высокого и плоскостного рельефа. Сам по себе этот художественный принцип не был новшеством во времена постройки собора. Он уже жил и в русском ювелирном деле XII-XIII веков, которое создало такие шедевры, как роскошные медальоны Рязанского клада, где над золотым кружевом скани поднимаются в своих гнездах сияющие самоцветы. Новостью был необычайно смелый перенос этой деко­ративной системы на стены монументального здания, соединение отдельных изображений и фигур, выполнен­ных в высоком рельефе, с тончайшим ковровым орна­ментом, обтягивающим и свободные плоскости стен и фон вокруг горельефов. О характере этой системы позволяют судить фасады северного и южного притворов, где резные камни, исполненные в высоком рельефе, сочетаются с побегами плоскостного расти­тельного орнамента.

Технически это сочетание двух манер резьбы на больших пло­скостях фасадов было весьма сложным. Сначала они украшались только горельефными изобра­жениями, которые вытесывались на отдельных камнях на строительной площадке и затем вводились в кладку стены. На этом первом этапе убор здания напоминал церковь Покрова на Нерли: рельефы выступали на гладкой плоскости стены. Затем начиналась резьба ков­рового узора, которая велась по уже готовой стене, переходя на ее архитектурные детали и оплетая го­рельефные скульптуры. Эта работа требовала от рез­чиков безупречной точности глаза и руки, безошибоч­ного движения резца, так как погрешность была бы непоправимой. Тончайший узор, наносившийся сперва одним прочерченным контуром, резался так, что он не выступал из поверхности стены, но выявлялся путем углубления фона. Это хорошо видно на южной стене западного притвора, убор которой остался незакончен­ным в нижней части, а потому мы видим здесь и перво­начальные контуры, нанесенные на гладкую стену. Сложность этой работы увеличивалась и тем, что сама кладка стены была сравнительно с постройками XII века более небрежной - ее поверхность не представляла идеальной глади. Сочетание этих двух систем резной декорации требовало предварительного детального и точного ее проекта, который заранее учитывал разме­щение резных камней, чтобы связанный с ними узор мог нормально развертывать свои элементы при подходе к горельефам.

Страницы: 1 2 3 4

Хозяйственные формы и отраслевая структура экономики древнего мира
Общая характеристика эпохи и ее хронологические рамки. Основные черты и направления развития первобытного общества и его хозяйства. Технические достижения. Фазы эволюции. Хозяйственно-технические достижения. Неолитическая революция. Фазы эволюции и варианты развития рабовладения. Особенности хозяйства древ ...

Оформление дипломатической службы
Интенсивность международных связей уже в первой половине XVI в. вызвала переход к новой (современной) системе организации посольской службы — постоянного дипломатического представительства. Эта система зародилась в Италии в 60—70-е годы XV в. В 90-е годы XV в. ее переняли Франция и Испания, в 1510 г. — Папс ...