Резное убранство Георгиевского собора
Страница 3


История » Георгиевский собор г. Юрьев-Польский » Резное убранство Георгиевского собора

Над порталом южного притвора помещена фигура богоматери. Весьма вероятно, что и в закомарах южного фасада были размещены композиции, в которых присутствовало изображение богородицы. Здесь помещались Вознесение, Распятие и Покров богородицы. И здесь через культовые образы звучала, в сущности, та же идея, что и в сю­жетных рельефах северного фасада. Вознесение вопло­щало, как и Преображение, величие и славу божества. Распятие связывалось с представлением о кресте как важнейшем орудии борьбы с неверными и защиты кня­жеской власти - он понимался как «сохранник всей вселенной, царем держава, верным утверждение». Фрагмент крестообразной надписи конца ХII века есть в кладке южной стены Суздальского собора. В Боголюбово также есть белокаменный крест ХII века с подобной надписью. Что касается сюжета Покрова, то его идейный смысл нам уже известен.

На долю западного фасада остаются две композиции ­– Даниил во рву львином и Семь отроков, образовавшая как бы венок из фигур уснувших юношей. Последняя композиция имела магический смысл - ее часто изобра­жали на круглых амулетах-змеевиках; отсюда и круго­вая композиция и смысл ее появления в убранстве Георгиевского собора. Эти две композиции помещались в боковых закомарах; лишний раз указывая, что цент­ральное звено западного. фасада было закрыто вторым этажом западного притвора. В архивольте его портала высечены изображения святых И апостолов в медальонах. Выше на его фасаде, видимо, помещалась излюбленная во Владимирской Руси композиция Деисуса. С ней связывалась и процессия. святых в колончатом поясе. Если в Дмитриевском соборе аналогичные фи­гуры святых были малы и не выделялись среди осталь­ных резных камней, то здесь они выросли и заняли все поле меж колонок, уподобившись в этом смысле ста­туям готических соборов, но оставшись вполне пло­скостными.

Девятая сюжетная композиция - Троица - украшала закомару Троицкого придела-усыпальницы.

Предпо­лагаемое осмысление и композиция резного убора Георгиевского собора, согласно мнению исследователей, может показать его глубокое отличие от скульптурной декорации Димитриевского собора. Если замысел последней до сих пор возбуждает споры и не может быть с полной ясностью объяснен, исходя из церковной тематики, если даже можно ду­мать, что резьба имела здесь преимущественно декора­тивное значение, то убор Георгиевского собора не рождает никаких сомнений в своей идейной направлен­ности. Он как бы продолжает или повторяет на фасадах собора темы внутренней росписи храма. Ясная задача поучения и пересказа языком пластики церковно-поли­тических идей проникает замысел декоративной системы[1].

Именно эта сторона скульптурного убранства собора и привлекла внимание летописца, который отметил, что «вокруг всея церкве были по камню .резаны святые чюдны велми" . Но это была не единственная особенность резного убора. Как можно видеть по разрозненным кам­ням сборных композиций на церковные темы, они раз­вертывались на фоне того же коврового орнамента, по­беги которого проникали меж фигур святых, вплетав­шихся, таким образом, в ткань причудливых трав и древес". Здесь в скульптуре происходит то, что мы виде­ли в росписи ХIII века Суздальского собора, где пестрый орнамент образует основу декоративной системы, а изображения святых включены в нее. На стенах

Георгиевского собора священные события происходят как бы в сказочном саду - они пронизаны его причуд­ливыми, сходными с ирисами, кринами, и извивающи­мися стеблями и листьями, напоминающими заросли хмеля или повилики.

На всех фасадах мы видим, кроме того, фигуры зве­рей и чудищ, исполненные, так же как и фигуры свя­тых, в высоком рельефе и также вклю­чавшиеся в общую систему коврового орнамента: на многих из них также видны концы стеблей или листьев коврового узора. Следовательно, все твари входили в систему убранства фасадов на равных правах со свя­щенными изображениями и составляли существенный элемент художественного замысла в целом. Более того, фигуры чудищ иногда больше фигур святых. Мы, ве­роятно, никогда не выясним точного местоположения каждой фигуры, но несомненно, что все они размеща­лись в верхнем ярусе фасада. Они населяли сказочный сад, где происходили церковные чудеса, созерцали их и были как бы их соучастниками.

Страницы: 1 2 3 4

Русско-японская война
В условиях, когда назревала революция, самодержавие ввязалось в русско-японскую воину (1904-1905). Она была одним из звеньев происходивших в тот период войн между великими державами за сферу влияния в мире. На Востоке объектом проникновения России и других стран был слабый в то время Китай. В 1896 г. России ...

Экономическое и политическое состояние в период правления Акбара
В течение почти полувекового правления Акбара (1556— 1605 гг.) в Северной Индии укрепилась власть Моголов. Своей столицей Акбар сделал Агру на реке Джамне. Правление падишаха Акбара (1556—1605) было «золотым веком» империи Великих Моголов. Укрепив власть на севере, включая Пенджаб, Акбар заручился поддержк ...