Россия во второй половине XIX в.
Страница 2


История » Российская империя на рубеже XVIII-XIX вв. » Россия во второй половине XIX в.

Однако реформа 1861 г. не создала слоя собственников, поскольку земля передава­лась общине, а не лично крестьянину. Общинная собственность не могла отчуждаться (земля не подлежала купле-продаже), т.е. была исключена из рыночного оборота. Кресть­янин должен был выкупать земельный надел, собственником которого он не был, у помещика. Обосновывая необходимость выкупа земли крестьянами, Александр II писал в Манифесте: " Законно приобретенные помещичьи права не могут быть взяты от них без приличного вознаграждения или добровольной уступки; что было бы противно всякой справедливости пользоваться от помещиков землею и не нести за сие соответственной повинности. Государство для облегчения положения крестьянства само расплачива­лось с помещиками, а крестьяне зятем с рассрочкой в 49 лет постепенно возвращали долг в казну. Выкуп был обязательным. Если крестьянин отказывался платить, власти прину­дительно взыскивали выкупные платежи. К 1881 г. 85% крестьян перешло на выкуп доб­ровольно, 15% плавили принудительно. До выплаты выкупных платежей крестьяне обя­заны были выполнять повинности в пользу помещика как собственника земли. Для того чтобы ограничить отток из деревни, поставить преграды на пути пролетаризации, крес­тьянину не давалось право отказаться от надела. Предполагалось, что это будет времен­ной мерой, распространяемой сроком на 9 лег с постепенным последующим послабле­нием. Однако это положение сохранилось вплоть до начала XX столетия, т.е. до нового этапа реформирования российской деревни, осуществленного П.Л. Столыпиным. В этих же целях власти выдавали паспорта крестьянам только при условии уплаты ими всех налогов (паспорта были введены при Петре I). Вот вам и предоставление крестьянам прав юридического лица!

Второй этап реформы "почвы" начался в июне 1863 г., когда появилось "Положение о поземельном устройстве удельных крестьян". На основании этого доку­мента урегулировались земельные отношения 2 млн. крестьян, которые уже имели право на личную свободу. Земля, которой они пользовались, передавалась по реформе в соб­ственность общине за выкуп (т.е. по аналогии с преобразованиями в помещичьей дерев­не), но условия реформы в удельной деревне были более благоприятными. Величина надела здесь была в полтора раза больше, чем у помещичьих крестьян. Оброчная подать царской семье, которую платили раньше удельные крестьяне, была преобразована в вы­купные платежи сроком на 49 лет.

Третий этап реформы почвенного уклада касался государственных кре­стьян (20 млн. человек). Они были лично свободны, жили общинами на государственной земле. Указ по поводу их землеустройства последовал в 1866 г. Вопрос этот был непрост и обсуждался с 18б2 г. Главная трудность состояла в том, на каких условиях крестьянам передавать землю, которая является государственной собственностью. В Главном коми­тете по устройству сельского состояния выявилось две точки зрения. Первая: землю госу­дарственным крестьянам надо передать на тех же условиях, что и помещичьим, т.е. за выкуп, который будет выплачиваться государству. Эту точку зрения поддержали M. И. Myравьев, П. А. Валуев и др. Вторая: государственные земли являются общественным имуще­ством, а не частной собственностью, поэтому они должны быть переданы крестьянам без выкупа. Великий князь Константин Николаевич, а затем и сам император, поддержали эту, вторую, точку зрения. Дело было решено: государственным крестьянам земля пере­давалась без выкупа, но они обязывались вносить в казну ежегодный платеж в виде "госу­дарственной оброчной подати" (при Александре III в 1886 г. эта оброчная подать практи­чески была превращена в выкупные платежи). По указу 1866 г. земля также переходила в собственность общины, а не лично крестьянина.

Таким образом, крестьянские реформы, осуществляемые в 1861—1866 г. и касавшие­ся подавляющей части крестьянства, не создали слоя мелких собственников, а укрепили общинную структуру, передав ей право собственности на землю. Освободившись от кре­постной зависимости, зависимости от государства или царской семьи, вроде бы получив землю, крестьянство оказалось в плену общины. Только 1/5, всей земли стало личной соб­ственностью крестьян, a 4/5 — принадлежало общине, которая несла ответственность за уплату податей, за содержание сельских церквей, школ, за починку дорог. За кресть­ян, которые были не в состоянии уплатить налоги, расплачивалась община (круговая порука), но в наказание крестьянский надел мог быть отобран в пользу общества. Исполь­зовались в общине и телесные наказания.

Страницы: 1 2 3 4

Кризис власти. Два президента
Осенью 1990 года Горбачёв, избранный Съездом народных депутатов СССР, был вынужден провести реорганизацию органов государственной власти. Исполнительные органы теперь стали подчиняться непосредственно президенту. Учреждался новый совещательный орган – Совет Федерации, членами которого стали главы союзных ре ...

Недолгое правление.
Скоро Анна Иоанновна издала манифест, в котором назначила принца законным наследником императорского престола. Младенец Иоанн был объявлен императором Иоанном VI, а всесильный приближенный Анны Иоанновны Бирон – регентом. Антон Ульрих попытался заявить о своем праве стать правителем при малолетнем сыне. Одн ...