Россия во второй половине XIX в.
Страница 3


История » Российская империя на рубеже XVIII-XIX вв. » Россия во второй половине XIX в.

Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, в принципе содержало статьи, допускавшие переход на подворное землепользование, а также выход из общины с наделом. Однако это было регламентировано таким условием, что право практически было нереализуемым, — требовалось получить согласие 2/3 членов обще­ства. Фактически крестьянин не имел возможности выйти из общины и стать частным собственником земли.

В эпоху Александра II был предпринят еще ряд реформ: университетская, военная, судебная, местного самоуправления. Две последние, с точки зрения модернизации, име­ли особо важное значение. Судебная реформа быка проведена наиболее последователь­но. В ее основу были положены следующие принципы: равенство всех перед законом; разделение судебной и административной власти; несменяемость судей; независимая организация адвокатуры; гласность, устность и состязательность судебного процесса; создание суда присяжных. Бессословный суд с выборными мировыми судьями (низшая инстанция) формировал новую для России гражданственность. Особенно ярко это де­монстрировал суд присяжных, в котором общество являлось не слушателем, а участни­ком процесса. Характерно, что состав присяжных в целом отражал социальную структуру общества. В 1883 г. в числе присяжных было: дворян и чиновников —14,9%, мещан — 18,3%, крестьян — 57%. Введение гласного бессословного суда фактически ограничивало самодержавие. Это был первый элемент разделения властей, реализованный в России.

Введение выборною местного самоуправления принесло России:

1. Самоуправление являлось важнейшим элементом гражданского общества за­падного типа.

2. Ломалась корпоративность общества, складывалось общество граждан.

3. Произошла частичная децентрализация: часть властных функций от государствен­ного аппарата перешла к органам самоуправления, что означало отделение общества от государства.

Органы самоуправления ведали делами местного значения, вели хозяйство, опреде­ляли смету доходов и расходов. Выборы не были равными. В них участвовали землевла­дельцы, имевшие 200 десятин земли или доход не менее шести тысяч рублей, а также горожане с таким же доходом. Для крестьян имущественный ценз не определялся, но выборы для них были не прямыми, а многоступенчатыми. Преимущество при такой системе выборов получали дворяне. К земским учреждениям относились губернские и уездные земские собрания и управы. Уездное земское собрание состояло из земских глас­ных, избираемых: а) уездными землевладельцами, б) городскими обществами, в) сельскими обществами. Губернские земские собрания состояли из гласных, избранных уезд­ными земскими собраниями на три года. Предводители дворянства автоматически ста­новились председателями земских собраний. Неравенство прав было очевидным, но при этом новым важным явлением была всесословность представительства в органах местного самоуправления.

Реформы потребовали изменений в экономической области. Уже первое крупное мероприятие нового министра финансов повлекло за собой настоящий переворот в бюджетно-сметном деле. В декабре 18б1 г. было принято решение о публикации со следующе­го года государственной росписи доходов и расходов. Это подняло престиж российских финансов за границей и укрепило престиж страны на мировом рынке. С 1866 г. стали печататься в газетах и отчеты государственного контролера. Все финансовые средства го­сударства были сосредоточены в кассах казначейства, что способствовало упорядочению российских финансов и частичному смягчению произвола и расточительности в расходо­вании казенных сумм. Однако только частичному, поскольку в пореформенные десятиле­тия сумма сверхсметных расходов продолжала возрастать.

В целом экономическая жизнь страны активизировалась. В короткий срок была со­оружена внушительная сель железных дорог. Если в 1857 г. ее протяженность составляла лишь 979 верст, то в 1881 — 21900 верст. Постройка велась исключительно частными акци­онерными обществами, развивалась промышленность. Крестьяне массами потянулись на заработки "на фабрику" в города.

Военная реформа преследовала ряд целей: сократить армию, сохранив и укрепив ее боеспособность, уменьшить военные расходы в бюджете, уменьшить степень централи­зации в военной системе, ввести элементы самостоятельности командиров, обеспечить возможность для проявления инициативы военнослужащих и т.д. В 1874 г. была введена всеобщая воинская повинность (она не касалась кочевников, аборигенов Сибири), кото­рая составила стержень реформы. Призыву подлежало все мужское население, достигшее

Страницы: 1 2 3 4

Очаги международных конфликтов
В XVI в. в Европе сложилось три основных узла международных противоречий, грозивших войнами: 1) столкновение торговых и колониальных интересов Испании, с одной стороны, и Франции и Англии — с другой, вылившееся в конце XV — первой половине XVI в. в Итальянские войны, а во второй половине XVI в. — в войну ме ...

Политические образования периода формирования феодализма в европейской части страны
Если государственность в Закавказье и Средней Азии возникла преимущественно как рабовладельческая, то по-иному обстояло дело у народов, населявших европейскую часть нашей страны. Правда, как мы уже отмечали, и в Средней Азии некоторые народы миновали рабовладельческий строй (эфталиты и др.). С.В. Юшков пола ...