Христианизация Руси
Страница 1


Сын Святополка Владимир с мечом в руках отстоял свое право быть Великим князем Киевским. Он воевал со своим братом Ярополком, которого еще Святослав посадил княжить в Киеве. В этой войне Владимир опирался на силы своей дружины, наемное войско норманнов и местную феодальную знать. Таком образом войну Владимира с Ярополком вполне можно считать очередным столкновением центробежным и центростремительных сил в Древнерусском государстве. И как это не странно, Владимир, князь Новгородский, встал на сторону именно центробежных сил. Иными словами, минимум, чего добивался в этой войне Владимир – это независимости от своего Киевского брата.

Однако, победив войне, Владимир перерождается и переходит на сторону центростремительных сил. Именно князь Владимир воймет срочную необходимость внутреннего упрочнения государства

Придя к власти при помощи и поддержки нарождающегося класса феодалов, князь Владимир постарался укрепить его и защитить его интересы. Он продолжил внешнюю политику своих предшественников, направленную на расширение территории государства и увеличение международной значимости Руси. Во внутренней политике Владимир изменил систему управления частями государства: почти везде, кроме земли вятичей, ему удалось посадить вместо местных князей своих сыновей. Но и местная родовая знать продолжала срастаться с великоконяжеской дружиной из который черпались кадры доверенных управителей.

Начавшееся формирование класса феодалов и связанные с этим изменения в социально – экономических сферах жизни общества изменяло и традиционное отношение к религии. На первое место все отчетливее выдвигается бог княжеской дружины – Перун. Но подобное выдвижение Перуна в некотором роде "ущемляло" права других местных божеств. В целях установления своеобразного равноправия и для консолидации общественных сил Владимир предпринимает попытку создания пантеона славянских божеств. В таком пантеоне главенствующее место занимал идол Перуна, выполненный из дерева, золота и серебра, который был как бы "первым среди равных". Подобная же реформа была проведена и в других городах. В частности в Новгороде посадник Добрыня поставил идол Перуна на берегу Волхва.

Однако эта религиозная реформа не сумела в полной мере консолидировать общество. Причин ее неудачи видится несколько: во-первых, главенствующее место в пантеоне занял культ Перуна, бога княжеской дружины, в то время как другие не менее известные божества, олицетворявшие другие общественные силы были некоторым образом отодвинуты на второй план; во-вторых, к концу десятого века среди населения было уже достаточно христиан, которые ни под каким видом не могли согласиться с подобной религиозной реформой. Собственно повторилась в общих чертах религиозная ситуация Древнего Рима, когда христианам было предложено поставить в римском пантеоне изображение (статую) Христа и почитать ее наравне со всеми богами Рима.

То, что христиан в Киеве уже было достаточно много и что это была уже значительная общественная сила – об этом свидетельствует несколько фактов. Прежде всего сравнение текстов договоров с Византией от 911 и 944 годов. В первом тексте о христианах не упомянуто, в то время как в текст второго договора, который должен был уточнить и дополнить статьи первого Олегова договора введено специальное упоминание о христианах: язычники должны были клясться в соблюдении договора своими богами (воны – Перуном, а купечество – Велесом), христиане должны были клясться по христианскому обряду.

Кроме того, в правление княгини Ольги близ Киева возводится христианская церковь пророка Ильи. Также деревянный храм возводится в Новгороде, а сама Ольга принимает крещение в Византии.

И наконец, после того, как Владимир закончил возведение единого общерусского капища, он попытался совершить человеческое жертвоприношение. Выбор жребия (читай: судьба, воля богов) пали на сына дружинника Федора Ивана, которые были христианами. Федор не пожелал отдавать своего сына в жертву языческим богам (читай бесам), закрылся в своем доме и Владимиру пришлось дом дружинника штурмовать. Штурм дома воззвал народные волнения в Киеве. Это свидетельствует о том, что христианство на Руси было уже достаточно сильно, так что дружинник может не повиноваться своему вождю – князю, и то, что христиан было в Киеве уже достаточно много, так что могли начаться волнения. Не исключено, что к этим народным волнениям могли присоединиться и недовольные реформой киевляне – язычники. Здесь важно то, что Владимир увидел всю несостоятельность своей религиозной политики.

Необходимость принятия христианства осознавала уже и княгиня Ольга. По сравнению с язычеством христианство лучше отражало новую расстановку общественных сил, которая произошла после образования Древнерусского государства. Как это уже отмечалось выше, к середине X века Руст стала одним из важнейших союзников Византии в восточной Европе. На такую роль претендовала еще и Болгария, но она скоро вышла из подчинения Византии и стала пытаться проводить самостоятельную политику. В 955 году крещение принимает киевская княгиня Ольга. Восприемником Ольги становится сам император Константин Багрянородный. Спрашивается: зачем Ольга это сделала?

Страницы: 1 2

Меры советского руководства по повышению уровня жизни населения. Основные направления социальной политики советского руководства в послевоенный период. Меры по решению основных проблем общества.
Самой главной задачей в социальной политике советского руководства в послевоенные годы было решение всех основных проблем в максимально короткий срок. Для этого 18 марта 1946 года Верховный Совет СССР утвердил принятый правительством пятилетний план восстановления народного хозяйства СССР, возвращения стран ...

Конец самого мрачного периода в России.
С момента вступления Анны Иоанновны на престол ее беспокоил вопрос о престолонаследии. Незадолго до кончины она объявила наследником престола младенца Иоанна Антоновича – сына своей племянницы Анны Леопольдовны и принца Антона Ульриха Брауншвейг – Бевернского (ребенок родился 12 августа 1740 г.). вскоре пос ...