Христианизация Руси
Страница 2


Г.Г. Литаврин видит в акте крещения Ольги попытку поднять международный престиж Руси до имперского уровня, а само Крещение увенчать браком Святослава с дочерью Константина. Однако такому браку не суждено было состояться: Святослав христианство так и не принял, да и по церковным канонам брак состояться не мог: ведь в крещении Ольга стала дочерью Константина, следовательно Святослав стал двоюродным братом дочерей Константина.

Однако важно отметить тот факт, что в Киеве уже были, пусть еще не значительные, но уже достаточно влиятельные силы, которые видели свое будущее и будущее страны в рамках христианства. Это правилось в том, что уже Святослав, а потом Ярополк и Владимир ведут достаточно плотные переговоры с императорами Священной Римской империи германской нации Оттоном и Оттоном II. Начало таким контактам положила еще княгиня Ольга. "Чем же было вызвано посольство Ольги к Оттону?, – задается вопросом В. Мавродин, – нет никакого сомнения, что мудрая Ольга, пожалуй, лучше, чем кто-либо другой понимала, что перед Русью встал вопрос о тем, как и с кем в союзе войти в круг могущественных христианских держав Европы. Это можно было сделать, только вступив в союз с кем-либо из императоров: или с императором Священной Римской империи, или с императором Восточно-римской империи… Приобщиться к цивилизации, войти в круг европейских государств означало, прежде всего, приобщиться к христианской церкви…". Конечно Византия была обеспокоена таким нежелательным сближением Руси и Германии и прилагала все усилия что бы втянуть Владимира в орбиту своей политики. А что было выгодно самому Владимиру? Сближение как с Византией так и с Германией давало одинаково высокий имперский титул. Но Византия была более "законной" империей, чем Германия. Поэтому в конечном итоге Владимир начинает медленное сближение с Византией. Но это сближение происходит достаточно странно на первый взгляд. Владимир несколько раз воюет с Византией за причерноморские земли. В конечном итоге Владимир добивается крещения и брака с дочерью византийского императора, а после этого официально крестит Русь. Все это позволила Владимиру одновременно повысить свой статус, включить Русь в Византийское содружество государств и сохранить свою независимость от Византии. Летописи не говорят ни о каких сильных народных выступлениях против введения новой религии, хотя и не скрывает, что такие выступления были. Главное, что в месте с Владимиром крещение принимает и его дружина. Все это свидетельствует, особенно в свете не столь уж и позднего убийства дружинника Федора и его сына Ивана, о том, что со времени, прошедшем с момента первой религиозной реформа Владимира и до Крещения Владимира религиозная ситуация в Киеве претерпела значительные изменения. Христианство все более соответствовало интересам нарождающегося класса феодалов.

Принятие христианства из Византии способствовало установлению между Русью и Византией более тесных культурных, политических и экономических связей. Русь обогатилась памятниками права, литературой, каменным строительством, иконописанием, пением, декоративно – прикладным искусством и многим другим. В общественном устройстве из Византии были заимствованы отдельные элементы феодальной культуры. В целом же через христианство Русь приобщилась к великому наследию античного мира.

Принятие христианства имело прогрессивный характер для развития Руси. Оно способствовало развитию феодальных отношений и подъему культуры сперва в правящем слое, а потом и в более глубоких слоях населения. В результате вмешательства Церкви в составление Русской Правды были смягчены, а в последствии и вовсе уничтожены такие понятия как кровная месть, состязание в поле. Замена кровной мести на штраф (виру), необходимость суда над преступником еще больше подняло авторитет княжеской власти и сделало потребность в ней еще более значимой.

Страницы: 1 2 

Культура Словении, Боснии и Герцеговины в ХIХ - начале ХХ в.
В число задач национальной интеграции, политической самостоятельности и модернизации социально-экономической системы как непременное условие входила и задача культурных преобразований. Она становится программной для деятелей Национального Возрождения, а затем и лидеров политических партий. Общими для всех ю ...

Цели и  задачи масонства.
На пути к утверждению масонского Эдема на земле стоят религия, нация и монархические государства. Эти исторические установления мешают соединить все нации в один союз, а отсюда неизбежность борьбы с ними. К разрушению церкви, нации и монархии масонство подходило постепенно, осторожно, подготовляя общество к ...