Первые годы самостоятельного правления Петра IСтраница 1
Придя к власти Петр вверил дела управления своим приближенным — Б. А. Голицыну, Л. К. Нарышкину, Т. Н. Стрешневу, П. А. Лопухину и другим, а сам предавался военным и морским учения с «потешными» Преображенским и Семеновским полками, впоследствии гвардейскими. Особый интерес проявлял Петр к флоту. В 1692 г. на Переяславском озере был спущен на воду построенный при его личном участи первый «потешный» корабль, а в 1694 г. в Архангельске первый русский морской корабль. Немало времени царь проводил в Немецкой слободе (Кокуе), где жили европейцы, изучая их быт и нравы. Из числа иностранце вышло немало сподвижников Петра — Ф.Лефорт, П.Гордон, Я. Брюс и др. Среди его русских соратников выделялись Б. П. Шереметев, Г.И.Головкин, Ф. Ю. Ромодановский, Ф. М. Апраксин, П. И. Ягужинский, А. Д. Меншиков» П. П. Шафиров, причем трое последних по происхождению не были даже дворянами.
Первым серьезным шагом самостоятельного царствования Петра стали Азовские походы. Как и Иван Грозный, Петр начал борьбу за выход к морю с южного направления. Он страстно хотел добраться до Каспийского и Черного морей, чтобы овладеть морской торговлей с Востоком. В 1695 году русская армия под началом Головина, Гордона и Лефорта начала свой поход. Полки двигались по безлюдной, выжженной солнцем местности, по малярийным болотам и солончакам, где не было ни капли воды. Задолго до встречи с противником войско теряло много людей и лошадей. Петр знал об этом, но на войну его влекли молодой азарт, желание усмирить татар, дать урок туркам и я вить себя защитником христиан. Смелому плану царя не суждено было сбыться: Азовская крепость устояла под натиском русского войска. Петр сумел проанализировать причины поражения и сделать нужные выводы. Он понял, что первый поход не удался из – за отсутствия флота, и уже осенью того же года начал подготовку к новой атаке. Зимой 1695/96 гг. в Воронеже было построено 2 фрегата, 23 галеры и др.
Русская флотилия подошла к Азову в устье Дона и загородила речной проход для турецких судов. Не выдержав блокады, крепость начала слабеть без припасов и помощи. Не дожидаясь последнего штурма, в июле 1696 года Азовская крепость сдалась. Однако для дальнейшей борьбы с Турцией, или, как ее еще называли, Портой, сил явно не хватало, и Петр во главе так называемого Великого посольства отправился в марте 1697 году в Европу для поиска союзников.
Великое посольство
. В истории дипломатии трудно найти столь знаменательное предприятие, каким оказалось русское Великое посольство в Западную Европу 1697-1698 годов. С точки зрения достижения конкретных внешнеполитических задач, поставленных перед этим посольством, оно завершилось неудачей. Однако по своим реальным практическим последствиям оно имело поистине историческое значение прежде всего для отношений между Россией и европейскими странами, а в дальнейшем для судьбы всей Европы. Петр поехал в Европу с решимостью направить свою страну по западному пути. На протяжении веков изолированное и замкнутое Московское государство теперь должно было догнать Европу и открыть себя Европе.
В состав Великого посольства вошло 250 человек: 3 полномочных посла, 36 волонтеров, которые должны были собирать иноземные знания, 70 солдат. Сам государь путешествовал под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова.
Перед отъездом Петру донесли о заговоре. Стрельцы собирались объявить царя «нехристем», губящим Россию, убить его и вернуть на престол Софью. Петр утопил очередной бунт в крови: четверо главных заговорщиков были обезглавлены.
Восстановив порядок в столице, Петр 10 марта отправился в путешествие. Забавно, но о том, что русский царь едет в Европу, к тому времени уже знали все зарубежные дипломаты.
Цели путешествия Петра: 1) видеть политическую жизнь Европы, ибо ни он сам ни его предки ее не видели. 2) по примеру европейских стран устроить свое государство в политическом, особенно воинском порядке. 3) своим примером побудить подданных к путешествиям в чужие края, чтобы воспринять там добрые нравы и знания языков. Однако Петр отдавал себе отчет в том, какая по сложности задача перед ним и что окончательное решение о повороте России к Европе должно быть принято не по слухам и разговорам, а по твердому убеждению. Петр понимал. Что надо учиться у Европы. Они знают больше и умеют делать многое такое, что русские не могут. Вот Петр и послал туда молодых дворян на учебу.
Главное же состояло в том, что Петр ехал изучать Европу и учиться у европейцев. На специальной сургучной печати, которую Петр ставил на своих письмах во время путешествия, была надпись: «Я ученик и ищу себе учителей».
Посольство пересекло западные границы России и прибыло в Ригу, находившаяся на территории Швеции. Рига была первым иностранным городом, который посетил Петр. Здесь из-за ледокола на Двине пришлось задержаться на 11 дней, а заняться было нечем, если не считать празднование Пасхи. Шведы, хотя и оказали официальные почести вроде пушечного салюта при въезде и отъезде посольства, в целом шведы приняли холодно. Здесь же Петра ждали первые неприятности: губернатор не разрешил царю осмотреть крепость, которую 40 лет назад осаждал Алексей Михайлович. Петр в гневе назвал Ригу «проклятым местом», покинул посольство и уехал в Курляндию.
Чешский и словацкий национальные вопросы в годы первой мировой войны
Вплоть до первой мировой войны основной линией в чешской политике было сохранение, с последующим преобразованием, Австро-Венгрии. Лишь в самый канун войны возникают различные проекты решения чешского и словацкого вопросов вне рамок империи. Будучи наиболее развитыми в экономическом и политическом отношении, ...
Основные черты права Древнего Китая
Если верить преданиям, уже в X в. до н. э. чжоуским Муваном было разработано уложение о наказаниях. Эта кодификация насчитывала якобы 3000 статей. В Уложении говорилось о смягчающих и отягчающих обстоятельствах, различались неосторожные и умышленные деяния. По всей вероятности, Уложение представляло собой з ...