Президентское правление А.Х. Рафсанджани и сохранение консервативных тенденций в общественно- политическом и социально-экономическом развитии Ирана (1989 – 1997 гг.)
Страница 2


История » Хаменеи - биография и становления как личность » Президентское правление А.Х. Рафсанджани и сохранение консервативных тенденций в общественно- политическом и социально-экономическом развитии Ирана (1989 – 1997 гг.)

Конечно, размыванию "исламской компоненты" содействуют и происходящие изменения взглядов в самом духовенстве. Некоторые религиозные деятели склоняются к тому, что в государственных структурах решающую роль должны играть профессионалы, а не мусульманские идеологи. В июле 2002 года большой резонанс получило открытое письмо аятоллы Джалаладдина Тахери, отказавшегося от административного поста в Исфагане в знак протеста прогни рас гущею вмешательства духовенства и консервативных сил по нее сферы государственной жизни. Тахери - один из учеников и сподвижников Хомейни. Высший Совет безопасности даже издал специальный указ, который запрещал прессе писать об этом протесте Тахери. Но пресса игнорировала указ. В парламенте же прошли дебаты, почти половина депутатов выступила с одобрением поступка Тахери.

Что касается снижения составляющей авторитаризма, то главным его показателем стала развивающаяся в стране система выборок. В Иране фактически впервые в его истории создается традиция выборности всех звеньев власти, проходят выборы в местные и центральные органы управления.

Органическим элементом иранской жизни в эти годы становятся исламские фонды, совмещавшие в своей деятельности экономические и социальные функции, являясь современным вариантом традиционных вакфов.

Повышение темпов экономического роста- одна из актуальных экономических проблем. В результате революции, войны с Ираком и падения цен на нефть в начале 90 –х годов Иран вступил в полосу кризиса, постепенное преодоление которого наметилось в результате нового экономического курса. Однако достигнутый в 1991 году десяти процентный рост ВВП стал в последующие годы постепенно снижаться, а за либерализацию импорта в 1991-1993 годах, значительно превысившего экспорт, страна вынуждена расплачиваться погашением внешнего долга, отвлекая на это значительные валютные средства[12].

Несмотря на острые противоречия не только между различными органами власти, но и в самом правящем слое духовенства по вопросам дальнейшего развития, режим оказался способным на более значительный эволюционный скачок, чем прежде. С начала 90-х годов Иран начинает переход к рыночно ориентированной экономике. Духовенство, понимая необходимость повышения жизненного уровня населения, боеспособности армии, а следовательно, эффективности экономики, идет на изменение таких казалось бы, ранее незыблемых принципов, как привлечение иностранного капитала, приватизация государственной собственности, отказ от вмешательства в ценообразование, расширение контактов с развитыми мировыми державами. Отчетливо тали проявляться перемены в национальной и культурной политике. В принятом в начале 1990 года первом пятилетнем плане социально- экономического и культурного развития Ирана большое внимание уделялось росту культурного уровня населения, повышению технического оснащения школ и вузов новейшим оборудованием, и особенно – компьютеризации. Неуправляемый рост населения в 80-годы из-за исламского отрицания ограничения рождаемости вынудил власть вернуться к политике ее регулирования. Заметно стало меняться и отношение к участию женщин в общественной жизни и в трудовой деятельности.

Уже в первые годы проведения нового экономического курса стране удалось добиться весьма заметных результатов. Стал расти валовый продукт, пошел вверх жизненный уровень населения, увеличился прирост капиталовложений в производство, активизировался иностранный капитал. Необходимость его привлечения заставляла Иран постепенно переориентировать свои внешнеэкономические связи на развитые страны, избавляться от излишнего экстремизма в практике внешнеполитических отношений.[13]

Но изменение экономической политики, которое было главной и возможно, первоначальной целью правительства Рафсанджани, не означало кординального отхода ранее провозглашенных принципов внешнеполитического курса, который в основном находится под контролем рахбара. А таковым после смерти Хомейни Советом экспертов страны был выбран Али Хаменеи, которого трудно отнести к "прагматическому" крылу правящего духовенства. Поэтому но внешней политике Ирана сохранились некоторые тенденции, которые и вызывают противодействие руководства ряда стран. Ярчайший пример - инициированные США экономические санкции против Ирана. Эти санкции совпали с падением цен на энергоносители, и после пяти лет успешного проведения реформ в стране стало заметно ощущаться ухудшение экономической ситуации.[14]

Противники новых тенденций в жизни общества, в первую очередь крайне хомейнистское крыло духовенства, попытались затормозить эволюцию исламского режима. На выборах в меджлис в 1996 году победу одержали во многом противостоящие политике Хашеми-Рафсанджани сторонники А. Натег-Нури. Именно он, как прогнозировало большинство аналитиков, и являлся наиболее реальной кандидатурой на пост президента Ирана, так как после двух сроков пребывания на посту президента Акбар Хашеми-Рафсанджани уже не мог баллотироваться на эту должность.[15]

Страницы: 1 2 3

Церковь и государство в пореформенный период
К началу царствования Александра II, административный аппариат церкви был сильно централизован, вся власть сосредотачивалась в руках обер-прокурора, деятельность Синода была ограничена многочисленными инстанциями. В целом, Церковь находилась в упадке. Реформы, проведенные в начале 60-х гг. XIX века не осла ...

Итоги внешнеполитической деятельностиФ.Франко
Все отзывы о Ф.Франко его современников неизбежно носили конъюнктурный характер. Ничего удивительного в этом нет. Ф.Франко был слишком заметной и влиятельной фигурой на европейской политической сцене, слишком во многом оказался замешан в разные периоды своей жизни, для того чтобы избежать подчас весьма откр ...